Как ведут себя россияне на рынке финансовых услуг и какие сберегательные стратегии выбирают в условиях западных экономических санкций выяснилось в ходе опроса, проведенного компанией"Росгосстрах" совместно с "Росгосстрах банком". В исследовании приняли участие 7802 респондента в 37 городах с населением более 500 тыс. человек. Как говорится в исследовании, несмотря на трудную ситуацию в российской экономике, большая часть россиян (58% участников опроса) верит в долгосрочную надежность отечественной финансовой системы.

 

  • В целом же доля населения, делающего сбережения, в начале 2015 года снизилась по сравнению с 2006 годом до 53% (на 5 п.п.); только 28% семей регулярно откладывают некоторую сумму.
  • Основной целью сбережений по-прежнему остается страховая функция.
  • 41% семей откладывают средства на случай непредвиденных обстоятельств: аварий, болезни, несчастного случая.
  • Несколько увеличилось число россиян, делающих сбережения для поддержки детей - 19%.
  • Среди молодежи (18-30 лет) делают сбережения 67%, а среди россиян в возрасте более 50 лет - только 42%.
  • При этом за последние годы не произошло существенных изменений в наборе инструментов, который используется населением для формирования накоплений.
  • Первые места с большим отрывом, как и ранее, занимают наличные деньги и рублевые банковские вклады.
  • В пользу банковского вклада в рублях высказались 61% участников исследования.
  • Средний срок, на который россияне сегодня готовы доверить свои средства банку или инвестиционной компании, составляет 1,6 года. Самый длительный срок, на который россияне были готовы инвестировать средства в финансовую систему, фиксировался перед предыдущим финансовым кризисом в 2008 году и составлял в среднем 3,1 года.
  • Среди тех, кто хочет впервые начать сберегать или предполагает расширить перечень используемых инвестиционных инструментов, наибольшей популярностью пользуются рублевые банковские депозиты (12%). Одинаковы по популярности вложения в недвижимость с целью дальнейшей перепродажи и вложения в собственный бизнес (по 6%).
  • Проникновение таких инвестиционных инструментов, как ПИФы и ценные бумаги, остается на очень низком уровне.

 

При этом привлекательность кредитов снижается.

Руководитель центра стратегических исследований компании "Росгосстрах" Алексей Зубец:

 

"Привлекательность кредитов для населения в последние годы постоянно снижается. Население предпочитает копить деньги, а не брать кредиты на крупные покупки. В 2015 году доля семей, планирующих взять кредит, снизилась на 5 п.п. Очевидно, что в условиях повышения ключевой процентной ставки и значительного роста инфляции кредиты стали менее выгодным способом повышения качества жизни".

 

  • Наиболее важными приобретениями, для которого россияне готовы брать кредит, остается собственная квартира (30% потенциальных заемщиков);
  • и автомобиль (18%),
  • стабильным остается спрос на кредиты, которые россияне хотели бы использовать на ремонт в квартире или доме.
  • Согласно результатам исследования, к началу 2015 года каждый третий россиянин (32% участников опроса) имел кредитную карту.
  • Среди владельцев кредитных карт 27% пользуются ими по крайней мере раз в месяц или чаще.

 

 

Источник: ИА «Финмаркет», Bankir.ru