Рынок российской платежной индустрии в последние годы рос особенно бурно, причем львиную долю прибыли платежные системы получали на переводах денег трудовых мигрантов. Однако резкое падение курса рубля и изменение трудового законодательства привели к оттоку гастарбайтеров из страны и, как следствие, к сокращению объемов денежных переводов, но спад не был драматичным, сказала в интервью РИА Новости председатель совета директоров платежной системы «Лидер» Ольга Вилкул.

 

По ее словам, в сегменте платежей никаких изменений в поведении клиентов после резкой девальвации рубля не было. «Услуги надо оплачивать в любой период, вне зависимости от экономических факторов, а сами платежи проходят в рублях — на них ситуация с национальной валютой никак не отражается», — подчеркнула Вилкул.

 

С денежными переводами все обстоит иначе, признала она. «В первом квартале этого года падение курса рубля и изменение трудового законодательства привели к отъезду трудовых мигрантов, поэтому наблюдалось сокращение объема денежных переводов. Но стоит учитывать, что статистка регулятора в долларах. А если оценить рынок в рублях, то спад не был драматическим», — считает топ-менеджер.

 

Вилкул отметила, что сейчас происходит глобальное изменение миграционных коридоров: жители Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, еще недавно предпочитавшие работать в России, теперь все чаще задумываются о таких странах как ОАЭ, Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия. Но их услуги оказываются не всегда востребованы.

 

«Те, кто хорошо знают иностранные языки и являются профессионалами в каком-то деле, отправляются в страны Европы, США, Канаду. Но понятно, что эти государства не примут миллионы трудовых мигрантов, поэтому Россия все же остается одной из приоритетных стран для жителей ближнего зарубежья. Это подтверждается тем, что отток трудовых мигрантов из России прекратился и сейчас их число растет», — констатирует собеседник агентства.

 

«Конечно, они уже не ожидают получать здесь те деньги, которые зарабатывали до обвала рубля. В течение последних двух лет средняя сумма денежного перевода из России в страны СНГ доходила до 1 тысячи долларов. А сейчас примерно та же ситуация, что в 1998–2000 годах, когда средний заработок мигранта был 300-400 долларов», — указывает Вилкул.

 

ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ

 

Активно в настоящее время развивается безналичный сегмент — банковские карты, интернет-банки, электронные кошельки, мобильные платежи, рассказала собеседник агентства. Причем в секторе денежных переводов сейчас виден постепенный переход от cash to cash к cash to card, то есть, когда клиент отправляет наличные деньги, а получателю они приходят на банковскую карту.

 

Система «Лидер» уже запустила такие проекты с банками в Азербайджане и Молдавии. «Сервис постепенно набирает популярность у клиентов — ведь получателю перевода не нужно тратить время на посещение банка, перевод можно получить на карту моментально после отправки», — пояснила она.

 

Мировой рынок переводов и платежей стремительно растет и меняется. Это происходит благодаря появлению новых технологий, гаджетов, инновационных платежных систем, отметила Вилкул. Например, Facebook открывает множество интересных возможностей для развития платежных сервисов. «Скоро, находясь где угодно, даже в Гренландии или Антарктиде, и имея один гаджет, клиент сможет управлять своими финансами на одном экране», — уверена она.

 

На вопрос о том, есть ли конкретные наработки у компании в сегменте соцсетей, она ответила: «Конечно, есть. Мы сейчас работаем над масштабным проектом, который объединит все наши сервисы. Проект будет представлен и в интернете, и в виде мобильного приложения».

 

«Возможности для увеличения платежных услуг практически безграничны благодаря мобильным телефонам, NFC и т.д. Степень автоматизации оплаты госуслуг растет колоссальными темпами. Доля госуслуг, которые оплачиваются безналичными способами, с 2013 по 2014 годы выросла примерно с 10% до 40%», — рассказала Вилкул.

 

ЗАПАД VS РОССИЯ

 

Сравнивая российское законодательство в сфере безналичных платежей с законами Европы и США, Вилкул отмечает, что в нашей стране оно более строгое. «Хотя, конечно, в Европе тоже все достаточно тщательно регулируется. Сервисы, связанные с электронными деньгами, в странах Европы появились раньше, чем у нас. Соответственно, законодательство совершенствовалось одновременно с развитием этого сектора», — отметила она.

 

По ее словам, в Европе и США популярны предоплаченные и подарочные карты, а в России этот сегмент фактически не развивается из-за ограничений сумм платежей, которые накладывает закон о национальной платежной системе. «Мы, конечно, рассказываем об этих проблемах нашим законодателям и надеемся на то, что вскоре появятся корректировки», — говорит Вилкул.

 

Так, для неперсонифицированных предоплаченных карт разрешенный оборот составляет 40 тысяч рублей в месяц, а один платеж не должен превышать 15 тысяч рублей, напомнила топ-менеджер. «Конечно, этой суммы недостаточно, например, за границей, поэтому возможности для развития такого интересного сегмента, как карты путешественника, очень ограничены», — посетовала глава совета директоров «Лидера».

 

На вопрос о том, как повлияли санкции на работу «Лидера» с иностранными компаниями, Вилкул заметила, что какого-либо колоссального удара компания не ощутила. «Все партнеры, с которыми мы работали, включая американские компании, продолжают с нами сотрудничать. Однако реализация ряда проектов, которые были еще не доведены до заключения договора, в настоящее время отложена», — заключила она.

 

 

Источник: РИА Новости