Ситуацию комментирует Оле Слот Хансен, стратег и директор отдела биржевых продуктов брокерской компании Saxo Bank

В июле мировые рынки акций выросли на 1,8% в местной валюте и на 2,3% в евро. Рост был обусловлен восходящей динамикой в Европе, США и Японии. 

 

 

Датский фондовый рынок вырос на 5,3%, а ведущий индекс C20CAP достиг рекордных высот. 

 

С начала года мировые рынки акций поднялись на 6,1%, что эквивалентно 10,9% в годовом исчислении — на мой взгляд, весьма удовлетворительный показатель доходности. 

 

Для инвесторов, работающих с евро, доходность составила 13,6% с начала года и 24,9% в годовом исчислении, что более чем удовлетворительно.

 

Для развивающихся рынков июль выдался не таким радостным. Индекс MSCI EM упал на 4,4% на фоне общего спада в Азии и Латинской Америке. 

 

Китай не покидает заголовки новостей после падения более чем на 15% (CSI300). 

 

Действительно масштабная коррекция, и китайским властям она не в радость после титанических усилий по манипулированию рынком. И все же не будем забывать о том, что китайские акции по-прежнему опережают остальной развивающийся сегмент с ростом на 8,0% с начала года. 

 

Китайский фондовый рынок по-прежнему невелик, его объем не превышает 2% от мирового рынка акций. Ни китайской экономике, ни мировым рынкам не стоит бояться отрицательных последствий, связанных с дальнейшим падением цен.

 

Ее не тревожит падение цен на китайские акции, учитывая то, что это всего лишь 2% от мирового фондового рынка, нам тоже не стоит паниковать на этот счет. Фото: iStock

 

Проблемы развивающихся рынков не ограничиваются падением цен на акции, им также приходится бороться с девальвацией валют. Относительно доллара, индекс 10 крупнейших валют развивающихся стран, рассчитываемый JP Morgan, за минувший год упал более чем на 17%, к рекордным минимумам. 

 

Только в июле бразильский реал и российский рубль потеряли более 5% по отношению к доллару.

Сырье также подешевело в прошлом месяце. После паузы в первые месяцы года падение цен на нефть возобновилось, и в июле этот ресурс подешевел на 20%. 

 

Я полагаю, что нисходящая динамика сохранится и считаю ее благоприятной для мировой экономики.

 

Цены на золото также снизились в июле на 8%, впервые с 2010 года золото спустилось ниже 1100 долларов за унцию. Начиная с максимума, достигнутого в 2011 году, золото подешевело примерно на 40%. 

 

Я уже несколько лет придерживаюсь медвежьих прогнозов по золоту, полагая, что цены на этот металл необоснованно высоки в сравнении с инфляцией и динамикой фондовых рынков. Сейчас мы ближе к нейтральным уровням, и все же не думаю, что коррекция закончена.

 

Я полагаю, что цены на золото упадут еще на 15–20%, думаю, в течение многих лет рост цен на акции будет опережать золото. Таким образом, не вижу нужды включать золото в свой финансовый портфель.

 

Золото продолжит падать? Фото: iStock 

 

Можно ли отнести сырье к классу финансовых активов?

 

За последние десять лет стало модным рекомендовать включение сырьевых активов в финансовый портфель. Все чаще их используют, покупают и продают, как любой другой финансовый инструмент, поэтому этот класс активов стал доступнее для частных инвесторов.

 

Не удивительно, что финансовый сектор тут же стал рекомендовать сырье в качестве финансового актива. И все же в первую очередь они нужны для производства, и, с учетом поправки на инфляцию, стабильно дешевеют уже больше ста лет.

 

Да, людей на планете Земля становится все больше и больше, но пока нет никаких оснований полагать, что в скором времени сырьевые активы будут в дефиците. 

 

В первой декаде XXI века сырье находилось во власти «суперцикла» благодаря высокому экономическому росту и беспрецедентно быстрому входу стран бывшего «третьего мира» в мировую экономику. 

 

Теперь этот цикл раскручивается в обратном направлении, несмотря на то что с 2011 года сырье заметно подешевело, до дна еще далеко.

 

С тактической точки зрения сырье можно использовать как средство усиления экономического роста, например за счет того, что цены на энергоносители часто взлетают до небес на ранних стадиях восстановления экономики.

 

Однако мы сейчас на другой стадии цикла, а избыток свободных производственных мощностей и низкая инфляция говорят о том, что не стоит спешить с включением сырья в свои инвестиционные портфели.

 

То же самое в целом относится к акциям развивающихся рынков. Если взглянуть на глобальные макротренды, можно заметить, что производство в 2000-е годы перебралось с Запада в Азию, туда, где рабочая сила дешевле, но теперь оно возвращается на Запад, к роботам. 

 

Таким образом, некоторые развивающиеся рынки по-прежнему уязвимы, наглядно демонстрируя то, как трудно дорасти до общества со средним классом.

 

Бразилия — прекрасный пример. Рейтинговое агентство Standard & Poor’s только что понизило прогноз по стране до «негативного», и это решение кажется вполне обоснованным:  учетная ставка на уровне 14,25%, инфляция — 8,9%, темпы роста экономики — минус 1,6%. 

 

Второй президентский срок Дильмы Руссефф омрачен коррупционными скандалами. Страна бесконечно далека от эффективного использования своих обширных ресурсов.

 

Мы все знаем, что Бразилия любит вечеринки, но за все приходится платить. Фото: iStock

 

Штаты готовятся принять решение по ставкам

 

И сырьевые активы, и рынки развивающихся стран часто одинаково реагируют на изменения монетарной политики США. Когда деньги в США становятся дороже, ликвидности в мире становится меньше, исторически так сложилось, что развивающиеся рынки первыми ощущают ее нехватку.

 

Тот факт, что мы приближаемся к первому повышению ставки за десять лет, неоспорим, более того, скорее всего, это случится уже в этом году.  

 

В сентябре или в декабре, пока не ясно.

 

Сразу же после первого повышения ставки доходность по американским акциям будет ниже среднего. Нет никаких сомнений в том, что пространные дискуссии об изменении монетарной политики в этом году негативно повлияли на динамику рынка и ограничили движения S&P500 узким диапазоном 2040–2130, пределы которого он не покидает с февраля. 

 

Я полагаю, что в ближайшие месяцы индекс вырвется наружу на гребне роста экономики и прибылей.

 

Инвестиционное заключение

 

В третьем квартале экономика будет расти быстрее, особенно за счет улучшения ситуации в Европе и нового витка восстановления в США. Сейчас показатели роста слишком низкие, чтобы сильно сократить избыточные производственные мощности на мировом уровне; в сочетании с падением цен на энергоносители и сырье это ограничит рост инфляции.

 

В то же время долгосрочный сдвиг в сторону цифровых технологий и робототехники также усиливает дефляционное давление.

 

Центральным банкам крайне сложно маневрировать в этих обстоятельствах, при этом новые сокращения ставок и программы количественного смягчения будут направлены на стимулирование инфляции. Возможно, это неправильно, но стимулирующие монетарные политики повышают угрозу возникновения финансовых пузырей в долгосрочной перспективе, но поддерживают рынки здесь и сейчас.

 

Греческий кризис еще не закончен, скорее всего, эта тема еще будет возвращаться в повестку дня время от времени. Однако маловероятно, что Греция будет так же существенно влиять на рыночные настроения, как и прежде

 

Я по-прежнему рекомендую покупать больше акций и меньше облигаций, сокращать корпоративные облигации и сырьевые активы.

 

 

Источник: Bankir.ru