На казахстанских сайтах прошла информация, что персональные данные казахстанцев больше не являются тайной, что некоторые отечественные банки навязывают клиентам договоры, позволяющие разглашать личную информацию о вкладчиках и должниках . Так ли это? Могут ли данные клиентов быть переданы банком третьим лицам? Прокомментировать ситуацию мы попросили банковского омбудсмана Ерсерика Сиырбаева.

 

— Мне сложно делать какие-либо выводы по этому вопросу, я разбираюсь по конкретным делам, но в целом хочу сказать, что я тоже давал такие соглашения банку и тут не стоит вопрос разглашения личной информации о вкладчиках и должниках, это не банковская тайна, это разные вещи. Если клиент добровольно, без всякого принуждения, подписал с банком двустороннее соглашение и дал согласие на использование своих данных, например, имени, фамилии, номера сотового телефона, которые обычно используются в рекламных целях в рассылке смс-сообщений, обзвона и так далее, то любое действие, совершенное на основе этого соглашения, законное. Сейчас же много всевозможных рекламных акций проводится и чтобы завтра клиент не предъявил претензии, мол, меня беспокоят, ночью присылают смс, что это такое, и заключаются подобного рода соглашения. Что здесь криминального, почему возник ажиотаж? Любое соглашение, заключенное между сторонами, подписанное и вступившее в силу, является законным. И здесь в действиях банка я ничего предосудительного не вижу. Если человек не хочет подписывать, он может не подписывать, вот и все.

 

В своей практике мне часто приходится слышать: банки навязали, ипотеку навязали, валютный кредит навязали, процентную ставку навязали… Но, вы знаете, эта услуга и человек, когда подписывает договор, соглашается. А если он не читал и подписал, это его проблемы. Поэтому, прежде чем получить какие-либо банковские услуги, внимательно все прочитайте, ознакомьтесь, посоветуйтесь. Незнание закона не освобождает от ответственности. А что такое закон? Договор составляется на основе Гражданского кодекса. Если он подписан сторонами, и вступил в силу, то все действия, как я уже сказал, выполненные в соответствии с этим договором, законные. Если у клиента есть доказательства, что его ввели в заблуждение, то он может в установленном законом порядке обжаловать этот договор, признать его недействительным.

 

А третьим лицам личную информацию о клиентах банки не передают. В законе о банках и банковской деятельности есть статья 50 – банковская тайна. К банковской тайне относятся любые сведения о состоянии счета клиента, остатках, движениях денежных средств, какие-то платежи, переводы… Это относится к банковской тайне, и она по закону разглашается только самому клиенту или заемщику и никому другому, за исключением органов уголовного преследования — прокуратуры и суда – и в отдельных случаях банковская тайна может открыться банковскому омбудсману по тем делам, которые он рассматривает. Как известно, институт банковского омбудсмана введен в Казахстане в 2011 году.

 

 

Источник: Zakon.kz