Вечером 12 января стало известно стоимость барреля нефти российской марки Urals снизилась еще более чем на 3%, до $29,2 за баррель, а к 19:55 мск, по информации Thomson Reuters, она упала уже до $27,34. Спотовые котировки нефти Brent снизились на 3,8% – до $29,07. Продолжится ли стремительное падение цен, чем оно чревато для России, при том, что бюджет спланирован из расчета 50 долларов за баррель URALS, «МК» спросил у эксперта. Евгений ГОНТМАХЕР, заместитель директора института экономики и международных отношений, эксперт Комитета Гражданских инициатив:

 

«Еще Гайдар говорил, что прогнозирование цен на нефть портит профессиональную репутацию, мы видим понижающийся тренд, но сказать, где дно, никто не может. Это, к сожалению, непредсказуемо как погода. Цена на нефть зависит от баланса спроса и предложения, но это не главный фактор. Нефтяной рынок спекулятивный: там есть десятки тысяч продавцов и покупателей и есть посредники, которые манипулируют ими. Самый простой пример — в Китае сейчас снижаются темпы роста, что довольно сильно влияет на цены на нефть. Через СМИ распространяются панические слухи, которые кому-то выгодно разогнать. А завтра Китай продемонстрирует рост в какой-то сфере, и тот, кому это выгодно, будет пропагандировать в СМИ точку зрения о том, что Китай динамично развивается, на этом фоне цены на нефть могут подскочить. Эта непредсказуемость создает нам большие проблемы, прежде всего бюджетные. Мы планировали бюджет на этот год исходя из 50 долларов за баррель, осенью казалось, что это жесткая цифра. Насколько я понимаю, сейчас в Минфине проводят действия в авральном режиме и пересчитывают бюджет на 30 долларов за баррель. А вдруг завтра цена на нефть опять отскочит к 50 долларам за баррель?

 

Это корежит бюджетное планирование, именно поэтому отказались от трехлетнего бюджета. Зависимость экономики от цены на нефть и газ не позволяет осуществлять долгосрочные федеральные целевые программы строительства. Что и как планировать, если в этом году деньги есть, а в следующем их может не быть. Это создает не только финансовый хаос. Непонятно, как быть с налогообложением нефтяной отрасли. Когда цены были высокими там была экспортная пошлина и НДПИ, а сейчас многие наши месторождения на грани рентабельности, потому что они на севере. Налоговая система должна быть стабильной на протяжении нескольких лет, а ее приходится подстраивать под текущую конъюнктуру. Резко ухудшается инвестиционный климат. Это издержки нашей экономической модели, и зависимость, которая образовалась - это наших рук дело».

 

 

Источник: mk.ru