Интересный парадокс получается — стоимость нефти падает, а цена бензина в РК растет. Известный экономист Петр Своик поделился с редакцией NUR.KZ своим мнением на этот счет. Петр Своик отметил, что в США, после удешевления нефти цены на бензин упали почти вдвое, но там производство и реализация ГСМ вставлены в вертикально-интегрированные цепочки «от скважины до бензоколонки». «Причем таких конкурирующих вертикальных цепочек – много. У нас всего три НПЗ, каждый из которых в производственном и логистическом смысле является фактической естественной монополией. К тому же как раз не вертикально интегрированной, а запутанно и непрозрачно вставленной в посреднические схемы поставок нефти и сбыта продукции. Рынка, способного сбивать цены конкуренцией в такой схеме нет в принципе, но нет и целенаправленной государственной антимонопольной структурной и ценовой политики», — добавил эксперт.
Также, он напомнил, что к казахстанскому рынку ГСМ подключены и российские производители – и это при снятых таможенных границах, но при совершенно различных схемах налогообложения нефтедобычи и формирования акцизов на автогорючее.
«По каким ценам поставляется нефть на НПЗ и как они связаны с мировыми биржевыми ценами, как формируются многоступенчатые ценовые цепочки и как делятся посреднические и монопольные прибыли – боюсь, этого не знаю не только я и вопрошающие депутаты, но и сами ответственные за рынок ГСМ ведомства.
Министр национальной экономики утешает нас сейчас отсылками к завершению модернизации НПЗ к такому-то году, но это не только очень старый, но и ложный посыл. Модернизация необходима, но еще более необходимы правильное структурирование и эффективное ценовое регулирование. К тому же, модернизация на иностранные займы как-то не вяжется с надеждами на снижение цен», — уверен эксперт.
Интересные мнения других казахстанских экспертов по бензиновому вопросу смотрите в нашем свежем материале — Почему в нефтяном Казахстане растет цена бензина?
Источник: Nur.kz