Бывший глава НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский не намерен идти в политику и возвращаться в бизнес. Об этом он заявил на своей первой после освобождения пресс-конференции, состоявшейся в воскресенье в музее Берлинской стены в Берлине. В то же время М.Ходорковский в числе главных приоритетов для себя на ближайшее будущее назвал гражданскую активность.
"То время, которое осталось для активной деловой жизни, я хотел бы посвятить тому, чтобы отдать долги тем людям, которым и хуже, чем мне (то есть тем, кто по-прежнему в тюрьме), и российскому обществу, которому очень важно немного измениться, чтобы мы в России стали жить получше", - заявил экс-глава "ЮКОСа".
При этом он попросил дать ему больше времени, чем 36 часов, которые провел на воле, чтобы детальнее сформулировать свои планы на будущее.
М.Ходорковский заявил, что не намерен возвращаться в бизнес: "Я считаю, что в ходе своей бизнес-карьеры я добился всего, чего хотел добиться.. При этом его нынешнее финансовое положение позволяет не думать о деньгах.
В ходе пресс-конференции экс-главе "ЮКОСа" также задали вопрос о том, как он относится к президенту РФ. "Я отдавал себе отчет еще в тот момент, когда занимался крупным бизнесом, что я занимаюсь жесткими играми, - ответил Ходорковский. - Конечно, по отношению ко мне эта жесткость была несколько расширена, по сравнению с общей практикой. В то же время, должен отметить, мою семью эта ситуация не коснулась. То есть отношение к моей семье всегда было лояльным. И именно это позволило мне не воспринимать это противостояние слишком эмоционально... Я оставил проблему взаимоотношений в сфере прагматической. А прагматика не предусматривает мести, ненависти. Ну, такие условия игры".
При этом Ходорковский не считает, что Владимир Путин допустил ошибку, выпустив его на свободу. "Господин Путин обдумывал возможность моего освобождения на протяжении 10 лет. Я надеюсь, что решение, принятое после столь долгого обдумывания, не будет расценено им как ошибка", - сказал он.
По словам М.Ходорковского, в РФ по-прежнему есть политзаключенные. "Не надо воспринимать меня как символ того, что в России политзаключенных не осталось. Я прошу вас воспринимать меня как символ того, что усилия гражданского общества могут привести к освобождению даже тех людей, освобождение которых не предполагалось никем",- сказал Ходорковский.
Кроме того, он объяснил, почему сразу после выхода из колонии уехал из России. По его словам, он не имел выбора на этапе освобождения. "Когда меня разбудили в 2 часа, то мне было сказано, что я еду домой. Потом, в процессе путешествия, я узнал, что оно закончится в Берлине". По словам Ходорковского, конвой покинул его только после того, как закрылась дверь самолета, вылетавшего в Германию.
Ранее в воскресенье, общаясь с небольшим числом журналистов перед основной пресс-конференцией, экс-глава ЮКОСа объяснил, чем намерен заняться в ближайшем будущем, а также назвал причину, по которой пока останется за рубежом.
По словам Ходорковского, он продолжит оспаривать вынесенные обвинительные приговоры по делу ЮКОСа. "Убежден, что, даже если сейчас это не удастся сделать (добиться отмены решений), наступит время, когда это сделать удастся, я буду над этим работать. Это касается именно уголовного преследования, тема активов компании меня не интересует", - сказал Ходорковский, отметив, что политическая мотивированность дела ЮКОСа "очевидна даже для Европейского суда по правам человека".
Одно из судебных разбирательств - а именно иск о взыскании 17 млрд рублей - не позволяет ему сейчас вернуться в Россию. "С юридической точки зрения судебный иск ко мне по первому делу не закрыт. Там иск на $550 млн - и по российскому законодательству это дает возможность не разрешить мне выехать за границу", - сказал Ходорковский. Он добавил, что, если иск будет снят решением Верховного суда, где сейчас находится дело, он будет считать это достаточным знаком для возвращения в Россию.
Общаясь с журналистами, экс-глава ЮКОСа также дал понять, что не намерен бороться за власть в России. "Вопрос политики, понимая политику как борьбу за власть, для меня тоже не стоит. Мне не интересно и не хочется занимать, как политикам в России приходится, не совсем откровенную позицию. Я считаю, что я добился для себя одного права, которое дорого стоит, - это право не говорить то, что я не думаю", - сказал Ходорковский.
В ходе общения с журналистами Ходорковский особо коснулся вопроса выделения денег российской оппозиции. "У меня нет такой финансовой возможности", - сказал бывший предприниматель. При этом он дал понять, что пока не представляет полностью своего финансового состояния. "Я успел встретиться только с одним из своих бывших деловых партнеров",- отметил он.
О своих планах Ходорковский написал в письме, которое вместе с прошением о помиловании отправил В.Путину. "В обращении к Путину я написал, что вопрос бизнеса и борьбы за возвращение активов для меня закрыт", - сказал он.
Финмаркет