Так повелось, что беды, случающиеся в новейшей истории России, которые вроде как должны были бы сплачивать, на самом деле разобщают людей. Почему так происходит? Казалось бы, все должно быть наоборот – вспомнить хоть случившееся на излёте СССР землетрясение в армянском Спитаке, когда весь Союз отправлял гуманитарную помощь братьям-армянам. Что с тех пор столь кардинально изменилось в людях?
В условиях, когда государство, скажем так, не всегда добросовестно выполняло свои обязанности, особенно в критических ситуациях, простой человек начинает мыслить категориями «своя рубашка ближе к телу». Таким образом, например, московские таксисты, наживающиеся на людях в моменты транспортных коллапсов или, не дай Бог, терактов в метро, делают это, исходя не из ненависти к ним, а из вышеприведённого желания заработать, пусть даже и на чужом горе. Капитализм разобщает в беде, а поскольку государство у нас носит скорее дикокапиталистический характер, то и разобщение такое же дикое.
В начале июля случилась беда в Иркутской области – за несколько дней в Саянских горах вылилась четырехмесячная норма осадков, которая затопила Тулун и ряд окрестных поселков на востоке Иркутской области. В результате наводнения более 10 тысяч семейств лишились крова, по состоянию на данный момент погибшими числятся уже 25 человек. На место трагедии уже прилетал президент Путин, из Тулуна не вылезает губернатор Иркутской области Левченко. Помочь всем оперативно не всегда получается. Выделенные областным правительством 45 тысяч рублей компенсации за участок в 10 соток и 10 тысяч на руки каждому пострадавшему не спасут людей. Областное правительство уже выплатило по 100 тысяч рублей более 10 тысячам пострадавших в качестве компенсации за утерянное имущество, а самое главное, что всем утратившим кров за счёт области будут куплены новые квартиры или построены дома.
По большому счёту, за два месяца, до середины сентября, когда уже случаются первые ночные заморозки в Восточной Сибири, необходимо построить маленький город на 10 тысяч домов. Это вряд ли возможно без максимальной мобилизации всех имеющихся как федеральных, так и частных ресурсов. Вероятно, эту проблему и будет решать Путин в свой следующий ближайший приезд в пострадавшие районы. Ведь принцип «ручку верни» в отношении представителей крупного бизнеса работает только в руках президента страны. Никого больше этот самый бизнес не слушает.
Последний пример – прилетев в Иркутск на днях, я стал случайным свидетелем неприятного разговора губернатора Левченко с руководством одной авиакомпании. Суть состояла в том, что авиакомпания круто заломила цены на чартерную перевозку 176 детей из пострадавших районов на бесплатный отдых в санаторий в Крыму, о котором удалось договориться губернатору с руководством одного из крупнейших банков страны. Чем руководствовался её топ-менеджмент, желая явно заработать на пострадавших детях? Тем же, чем и упомянутые московские таксисты – быстрой выгодой на чужом горе. Логика из серии «если бы со мной что-нибудь случилось, никому бы не было никакого дела», а поэтому – «с чего вдруг нужно перевозить детишек по себестоимости, если можно хорошенько на этом заработать?»
Вопрос социальной, и что важно – добровольной ответственности бизнеса, о котором так любят говорить отдельные правительственные чиновники, приводя в пример отдельных близких им крупных бизнесменов, остаётся крайне актуальным. Нынешний средний российский бизнес ожидает от власти, прежде всего, каких-нибудь подлянок, а потому, за редким исключением, не желает быть социально ответственным. Хотя, бывают и исключения – мелкий и средний бизнес Сибири и других регионов добровольно отправляет в пострадавшие от наводнения районы много необходимого: от металлоконструкций и обогревателей до еды и нижнего белья.
Разработанная при участии советника Президента РФ Сергея Глазьева экономическая программа «Госплан» для Иркутской области, по сути, стала первой попыткой применить советские практики государственного планирования в условиях рыночной экономики в одном отдельно взятом регионе с добровольным участием местного бизнеса. Как результат, область улучшила показатели и определила стратегию развития до 2022 года. То есть, всё же можно применять успешные механизмы социалистической поры и в нынешнее время. Самый главный критерий – добровольность участия бизнеса. Если бы та самая пресловутая авиакомпания перевезла детей в Крым бесплатно (или по себестоимости), она бы не только смогла улучшить свою репутацию в глазах населения, но и повысить капитализацию на рынке, и открыть для себя новое направление. Конечно, в этом есть определённые риски, но ведь и западный бизнес, на который так стремится быть похожим российский, действует именно так. Когда риски для бизнеса носят социально ответственный характер, они оправданны – как в случае частников, так и в случае государства. И в этом случае, случись очередной кризис, просьбы бизнеса о государственной помощи будут значительно уместнее.
Источник: mk.ru