Жители столицы и наиболее образованные россияне чаще задумываются о способах финансовой защиты от несчастного случая или неблагоприятного стечения обстоятельств. Об этом свидетельствуют результаты исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного в октябре 2014 года, сообщается в пресс-релизе НАФИ. Более трети россиян (38%) ничего не предпринимают, чтобы финансово обезопасить себя от неблагоприятного стечения обстоятельств. В Москве таковых значительно меньше, - только 18%. Доля тех, кто стремится «подстраховаться», выше среди опрошенных с более высоким уровнем образования (70% среди высокообразованных респондентов против 44% имеющих среднее образование).
Наиболее предпочтительные способы обеспечения собственной финансовой безопасности – денежные сбережения и хранение их дома (21%), а также надежда на помощь родственников (18%). Примечательно, что хранить дома деньги на «черный день» в одинаковой мере свойственно как россиянам в целом, так и жителям столицы. Рассчитывать же на близких чаще склонны жители Москвы (32%).
Еще одним распространенным методом защиты от неблагоприятных обстоятельств были названы вложения в финансовые продукты (накопительные счета, вклады) – 14% среди всех опрошенных и 25% среди москвичей. На кредитную карту в случае острой необходимости надеется каждый десятый (10%) россиянин и 15% жителей столицы.
Страховой полис для таких случаев склонны оформлять только 8% опрошенных, такое же число респондентов рассчитывают взять потребительский кредит. Только 7% вкладывают деньги в недвижимость. Среди москвичей подобная практика более распространена (15%).
* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в октябре 2014 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос «Предпринимаете ли Вы какие-либо действия, чтобы финансово обезопасить себя от несчастного случая или неблагоприятного стечения обстоятельств (напр., потери трудоспособности, пожара, кражи)?»**% респондентов
Россия |
Москва |
|
Я откладываю денежные средства для таких случаев («на черный день»), храню их дома |
21 |
19 |
Надеюсь на поддержку и помощь родственников |
18 |
32 |
Я откладываю денежные средства для таких случаев («на черный день»), вкладываю их в различные финансовые продукты (накопительные счета, или вклады до востребования, срочные вклады, или депозиты) |
14 |
25 |
Имею кредитную карту про запас, воспользуюсь ей |
10 |
15 |
Я оформил(а) страховой полис специально для таких случаев (страхование от потери трудоспособности, от потери работы, от несчастного случая, и т.д.) |
8 |
12 |
Планирую взять кредит наличными (потребительский кредит) при возникновении какой-либо проблемы |
8 |
14 |
Вкладываю денежные средства в недвижимость |
7 |
15 |
Вкладываю денежные средства в антиквариат или драгоценные металлы/камни |
1 |
2 |
Ничего не делаю |
38 |
18 |
Другое |
1 |
0 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
1 |
**Сумма ответов превышает 100%, т.к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.
Лобанова Ирина, руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ: «Сформированная стратегия сберегательного поведения, включающая в себя, с одной стороны, непосредственное осуществление накоплений, а с другой их дифференцирование по целям и форматам, когда денежные сохраняются с разными целями - на «черный день», на крупную покупку, с целью инвестиций или обеспечения старости - и вкладываются в разные инструменты, в настоящее время есть у очень незначительной части населения. Как правило, потребители считают, что банковские сберегательные продукты существуют для того, чтобы временно «спрятать» деньги от самих себя в процессе накоплений на крупное приобретение – квартиру, машину, свадьбу – или, в крайнем случае, держать их в безопасном месте, где их не смогут украсть. Так называемые emergencysavings или специализированные страховые продуктыпока еще не стали для россиян обязательной составляющей финансовой реальности, а их место занимают кредиты и кредитные карты, что свидетельствует о низкой эффективности финансовых стратегий населения. Банкам, страховым компаниям и другим финансовым организациям следует задуматься о разработке продуктов, которые постепенно, возможно, в полуигровой форме, приучали бы потребителей сберегать и использовать финансовые услуги по назначению».