Когда в прошлом году украинцы свергли своего пророссийского президента, нигде не ощущалось такой эйфории, как во Львове – регионе страны, расположенном ближе всего к границе с Евросоюзом. Там люди на протяжении нескольких поколений мечтали сойти с «московской орбиты» и воссоединиться с Западом. С тех пор прошёл год войны и экономического кризиса и, пожалуй, нигде не чувствуется такого горького разочарования, как во Львовской области.
«Все думали, что Украина в одночасье превратится во что-то вроде Польши», сказал механик Тарас Якубовский, сидящий в своём маленьком гараже без работы, поскольку никто сейчас не может позволить себе ремонт автомобилей. «Вместо этого мы превратились в европейский вариант Сомали».
До Первой мировой войны Львов был частью Австрийской империи. Здесь много церквей в стиле барокко и мощёные камнем улицы. Внешне это гораздо больше напоминает европейский город, чем бывший советский. К Советскому Союзу эти земли отошли только в 1939 году, в результате отторжения от Польши Красной Армией.
Жители Львова, известные своим крайне националистическим настроем и стремлением в Евросоюз, в прошлом году целыми автобусами съезжались в Киев, где образовали ядро движения «Евромайдан» после того, как бывший президент Виктор Янукович отказался подписать договор о свободной торговле с ЕС.
Когда за революцией последовала война с пророссийскими ополченцами на востоке страны, жители Львова были полны энтузиазма защищать территориальную целостность Украины. В результате население наиболее удалённого от зоны боевых действий города страны понесло самые большие потери по отношению к общей численности: в этом конфликте погибло более шести тысяч жителей Львова.
После тяжёлой зимы не появилось ни единого признака улучшения экономической ситуации на Украине в обозримом будущем. Энтузиазм по поводу продолжения войны постепенно иссяк, даже в западных регионах. Согласно последним опросам, больше половины жителей западных регионов страны считают, что правительство должно прекратить дальнейшее кровопролитие любой ценой.
«Мы понимаем, что сейчас сложные времена, однако они выбрасывают деньги на войну, и в Киеве определённо кто-то на этом наживается», говорит Якубовский.
Поток пожертвований на нужды войны заметно сократился, говорит 24-летний волонтёр Юрий Ятниса, собирающий деньги и еду для армии в оборудованной для этих целей военной палатке.
«Каждый помогает, как может, но это трудно – наши доходы снизились по сравнению с прошлым годом. Люди начинают привыкать к состоянию войны. Сейчас это часть нашей повседневной действительности», сказал он.
Западные области Украины рассчитывают получить от установления тесных торговых связей с Европой больше других. Чиновники считают, что после снятия барьеров европейские фирмы будут активно открывать здесь свои предприятия, появятся новые рабочие места, потекут инвестиции, как это происходило с такими странами, как Польша, после падения Берлинской стены.
Население Украины составляет около 45 миллионов, эти люди неплохо образованы, а их труд стоит дешевле, чем труд граждан других новых стран ЕС.
Некоторые фирмы уже ощутили на себе определённые преимущества укрепившихся торговых отношений с Евросоюзом. Кондитерская фабрика «Ярыч», например, начинает выпускать печенье для сети супермаркетов Польши.
Однако в большинстве случаев эти перспективы остаются гипотетическими, в то время как ущерб от войны и экономического кризиса вполне реален. Гривна продолжает падение, сокращая средний месячный доход, который составляет примерно 150 долларов в месяц.
В феврале, когда местная валюта только начинала падать, возникла паника и ажиотажный спрос на продукты питания. Некоторые супермаркеты Львова даже ввели нормы отпуска товаров после того, как с полок исчезли мука и растительное масло.
Те, кто пытаются вести бизнес заграницей, пытаются убедить партнёров, что западная Украина – стабильный регион и находится далеко от военной зоны, говорит 29-летняя Олена Линик, работающая на американскую компанию, нанимающую украинцев для разработки программного обеспечения во Львове.
«Мы объясняем нашим клиентам, что от Львова до востока Украины тысяча километров. Это примерно как отсюда же до Вены», говорит она. «Но многие компании опасаются нестабильности».
Она сказала, что одна её подруга-дизайнер потеряла работу разработчика логотипов, потому что хозяева предпочли перенести свой бизнес из Львова в Тайвань.
И, тем не менее, на западе Украины многие до сих пор видят появляющиеся возможности. Слабая гривна способствует расширению внутреннего туризма, поскольку большинство украинцев больше не могут позволить себе отдыхать за границей. Вместо этого они едут посмотреть старые церкви Львова и покататься на лыжах в Карпатских горах.
Источник: MixedNews