Во всяком случае, среди поручений, данных Президентом, про неё ни слова не сказано. Результаты совещания, а также прошедшие назначения показали, что принципиальных изменений в экономической политике, да и в целом в политическом пространстве, по-видимому, не предвидится. Перемещение Карима Масимова на пост главы КНБ оставило ему значительные рычаги влияния, а главное, показало, что доверие и влияние не утрачены – глава КНБ напрямую подчиняется и подотчётен Президенту страны, а значит, имеет возможность взаимодействовать без посредников.
Само назначение было сделано весьма элегантно и неожиданно для многих аналитиков и политологов. Борьба с терроризмом действительно делает фигуру председателя КНБ ключевой, и назначение Карима Кажимкановича на этот ответственный пост никак не выглядит понижением или ссылкой, вместе с тем оно отвечает назревшим критическим общественным настроениям в части экономической политики в стране. Очевидно, что кто-то должен был ответить за негатив – вот вроде "жертва" и состоялась.
При этом в поставленных задачах не прозвучало идеи каких-то принципиальных изменений, похоже, что не будет и крупных изменений в кабинете министров. Идея принципиально новой экономической политики, озвученная в феврале 2016 года, окончательно похоронена, по крайней мере даже упоминания о ней нет в прозвучавших поручениях. Важно отметить, что в очередной раз прозвучала идея бережливого и экономного подхода к Национальному фонду, что уже дало повод для аналитиков заключить, что Казахстан начнёт более активно привлекать внешнее финансирование и наращивать внешний долг через выпуск еврооблигаций в 2017-2019 годах.
Считаю весьма знаковым заявление председателя Национального банка РК о готовности активно участвовать в формировании идеологии. "Стремление жить и мыслить в тенге должно стать одним из идейных информационных направлений, которые мы готовы реализовывать совместно с Администрацией Президента и Правительством", – сказал Акишев. Готовность Национального банка вовлекаться в идейные информационные направления, подчеркну – именно идейные, а не образовательно-информационные, – является важным элементом нового качества монетарной политики в стране. Похоже, что руководству НБ наконец дали действительно значимый мандат на проведение именно монетарной политики, а значит, произошло переосмысление роли и значения денежной системы в экономике страны.
Перед совещанием была подчёркнута повышенная важность информационной политики и Министерства информации, когда Президент заявил, что оно будет работать в тесном взаимодействии с Администрацией. Похоже, Министерство информации станет всё-таки министерством идеологии, что весьма правильно и логично. То, что работа в информационном пространстве, работа с общественным сознанием становится де-факто приоритетным направлением государственной политики, я считаю огромным позитивным шагом, в какой-то степени тектоническим сдвигом. Общественные организации, партии и движения могут радоваться: похоже, страна готова к изменению формата общения, другое дело, что новый формат, новая идеология пока не озвучена.
Идеология и формат взаимодействия не может формироваться или проводиться без экономических стимулов, то есть экономической политики. Перенеся акцент на информационное поле, признав, что работа в нём провалилась и необходимо менять ситуацию, страна не показывает намерений менять экономическую политику. И это вызывает опасения. Похоже, существует иллюзия, что все проблемы связаны только с тем, что население не понимает экономической политики, и поэтому растёт напряжение. На самом же деле неэффективны и экономическая, и информационная политики (последней просто не было). Правильным подходом было бы реформирование обеих, да иначе и быть не может. Эффективная идеология должна быть слитной, она должна непротиворечиво укладываться в сознание. Если разговоры, объяснения и дискурсы противоречат или хотя бы не созвучны реальным экономическим шагам, то успеха не будет нигде.
Резюмирую. Очень важным месседжем прошлой недели было смещение акцентов государственной политики в область информационного пространства, изменение взаимодействия с обществом, формирование намерения работать с общественным сознанием в той или иной сфере. При этом в области экономической политики изменений не предвидится, а при её дальнейшем воплощении ситуация будет ухудшаться. Такая комбинация действий позволяет предположить, что напряжение в обществе будет стремительно нарастать: в рамках новой информационной политики повысится "статус и голос" общества и простых людей в диалоге, но при этом будет продолжаться резко критикуемая со всех сторон экономическая политика. Такое противоречие порождает много неопределённости и нестабильности, которые могут быть сняты только чёткими сообщениями о том, какая же будет идеология и экономические шаги в её поддержку.
Источник: ИнформБюро