Депутат Мажилиса Серик Сейдуманов на пленарном заседании при обсуждении проекта Налогового кодекса удивился его сложностью, хотя задача была поставлена упростить документ, передает Informburo.kz. «В проекте нового Налогового кодекса сохраняется большое количество отсылочных норм по подзаконным актам. В связи с этим у меня вопрос: почему большая часть норм, содержащаяся в проекте, не является нормами прямого действия, а остаются сложными и непонятными для граждан?» — спросил он министра национальной экономики РК Тимура Сулейменова.
Министр пояснил, что все отсылочные нормы делятся на внешние и внутренние. Внутренние — это когда одна статья Налогового кодекса даёт отсылку на другую, а внешние — когда Налоговый кодекс ссылается на иные виды законодательства.
«В действующем Налоговом кодексе 338 отсылочных норм на внешние источники. В проекте нового Налогового кодекса — 308, то есть здесь сокращены ссылки на 10%. Сократить их полностью, наверное, невозможно. Повторюсь, это ссылки на базовые вещи по гражданскому, административному, бюджетному кодексам. Эти ссылки нормальны. Не бывает законопроектов, в котором этого нет. По внутренним самое главное изменение: сейчас в действующем кодексе ссылка идёт на «если иное не предусмотрено настоящим кодексом». И налогоплательщик должен во все 600 плюс статей заглядывать и смотреть, а нет ли норм, ограничивающих применение статьи. В рамках этого Налогового кодекса мы это исключили и сделали ссылки не на Кодекс, а на конкретные статьи», — ответил он.
Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин ему возразил и заявил, что в целом по проекту Налогового кодекса набирается 2 497 отсылочных норм.
«Вы их делите на внешние и внутренние. Это 263 отсылочные нормы, больше чем сейчас в Налоговом кодексе. Как вы исполняете поручение? И он стоит на трибуне и говорит: мы исполняем поручение по сокращению. Да, вы сейчас другую тактику изобрели: внешние и внутренние ссылки. Что касается внешних, действительно, есть сокращение, но всё это пустили на внутренние ссылки», — возмутился Нигматулин.
По его мнению, в ссылках даже специалист запутается, не говоря о добросовестном налогоплательщике. И нужно сделать документ максимально простым и понятным для людей.
«Это просто тихий ужас! Задача стоит упростить. Нет, на 263 ссылки больше, чем в действующем Налоговом кодексе. И не надо, Тимур Муратович, с высоких трибун стоять и говорить, что мы выполнили задачу. Вы, наоборот, делаете всё как раз наоборот. Вы его усложнили, поэтому до второго чтения нам нужно поработать над этим, в первую очередь, вам как разработчику вместе с депутатами», — заключил глава Мажилиса.