Глава холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» рассказал о намерении локализовать производство LADA в Казахстане и о планах вывода автомобилей собственной сборки на российский рынок к 2020

Зампред ЕАБР Андрей Крайний и глава БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО Анатолий Балушкин подписали соглашение о финансировании строительства автопроизводства полного цикла

Россиянам предложат новые машины, собранные в Казахстане, через собственную сбытовую сеть БИПЭК, которая уже сейчас является лидером рынка РФ по продажам среди всех дилеров АВТОВАЗа с 1,5 тыс. авто в месяц. Входной билет на российский рынок – это строительство собственного производства с цехами сварки и окраски стоимостью около $200 млн. Длительные переговоры с российским автогигантом происходили на фоне межправительственных консультаций Казахстана и России о взаимной интеграции автомобильных рынков и производителей двух стран.

Разговор с Анатолием Балушкиным и генеральным директором АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» Ержаном Мандиевым идёт в кафе выставочного комплекса «Крокус Экспо» в Москве. Они приехали на Московский международный автосалон для подписания соглашения с Евразийским банком развития (ЕАБР) о финансировании поставок оборудования для цехов сварки и окраски автомобильного кузова на строящиеся мощности совместного предприятия АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» в Усть-Каменогорске.

ЕАБР выделяет совместному предприятию 4 млрд рублей на 10 лет в рамках инвестиционного кредитования международного проекта. Техническим партнёром модернизации производства выступает АВТОВАЗ, представляющий альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, имеющий в совместном предприятии 25%. В подписании инвестиционного соглашения участвовали заместитель председателя правления, статс-секретарь ЕАБР Андрей Крайний и президент ПАО «АВТОВАЗ» Ив Каракатзанис.

Анатолий Балушкин уверен, что автомобильное производство в стране должно быть выгоднее, чем простой импорт – это защитит местный рынок от иностранных игроков, которые не готовы делиться добавленной стоимостью и создавать рабочие места в республике. Но проекты с ответственными технологическими партнёрами дадут колоссальный толчок развитию национального автопрома.

Анатолий Михайлович, ЕАБР выделил вам финансирование для модернизации существующего производства. Расскажите, каким будет завод после завершения строительства?

- 4 июля 2018 мы начали монтаж новых корпусов сварки и окраски будущего предприятия мощностью 60 тыс. машин в год. К этому моменту проектирование, вертикальная планировка, все фундаментные работы и строительство инфраструктуры были завершены. Новые мощности повысят уровень локализации выпускаемых автомобилей до 50%, а автокомпоненты на 90% будут из Евразийского союза. На сегодня мы уже вложили $67,1 млн собственных средств.

Наши машины пойдут не только в Казахстан, но и на рынки стран - участниц Евразийского союза и Центральной Азии. Есть тезисы нашего президента Нурсултана Назарбаева, который говорит о многовекторности в экономических отношениях с другими странами. Эти тезисы выполнимы в нашем случае, ведь Казахстан находится в самом сердце континента и имеет хорошие транспортные плечи с Европой, Кореей, а огромные рынки России и Китая – вообще под боком. С рынками сбыта у нас всё прекрасно, как и с нашей линейкой авто: Renault, Nissan, Mitsubishi, KIA, немецкие бренды.

Названные вами цифры – это финал переговоров. Как вы пришли к такому результату, какова была ваша аргументация?

- Сегодня речь идёт о добавленной стоимости, которую мы должны оставить у себя в государстве: или у нас деньги полностью выходят из страны (когда люди покупают иномарки), или эти же деньги остаются в Казахстане, создавая рабочие места. Поэтому мы сказали российскому правительству: вы продаёте у нас свои авто – от LADA и Renault до Volkswagen и Toyota – примерно на $1 млрд. Значит, справедлив будет и обратный поток. В каких объёмах – это вопрос переговоров. Но готовые машины или машинокомплекты на сумму в миллиард заходят. Они оплачиваются деньгами казахстанцев. Это факт. И мы должны защищать свой рынок, как это делает весь цивилизованный мир.

Пример Китая или Таиланда показывает, что из-за заградительных пошлин растут цены на иномарки. В чем позитив для казахстанцев?

- Цены растут для тех производителей, кто не играет по общим правилам и не соблюдает интересы всех сторон. Посмотрите на развитие автопрома того же Китая или Таиланда! Что было у них и какие объёмы производства у них сейчас. Защита рынка приводит не к тому, что машина станет дороже, а к тому, что импортёры начинают соблюдать национальные интересы. Создаётся барьер, который импортёры не могут пройти без поддержки нашего рынка. Грубо говоря, создается дверь, через которую можно пройти, лишь поддержав наш рынок, создав рабочие места. Для остальных – пожалуйста, заплатите все пошлины и можете продавать свои авто на нашем рынке.

С россиянами мы нашли общий язык. Мы купили их сеть филиалов по России, они зашли к нам на четверть в строительство нового производства в Усть-Каменогроске, ЕАБР помог деньгами. Купив сеть АВТОВАЗа, мы стали их лучшим дилером по продаже LADA на территории России с 1,5 тыс. машин в месяц, оторвавшись от ближайших конкурентов почти в три раза. Согласитесь, справедливый баланс интересов, учитывая то, что четверть продаваемых в Казахстане машин – это LADA. В структуре автопроизводства их почти половина. Это бренд №1, причём с более высокой долей, чем на «домашнем» российском рынке. В итоге мы договорились о том, что экспорт в Россию у нас начнётся тогда, когда мы поставим у себя на заводе линии по сварке и окраске.

А что сложного в том, чтобы покрасить машину?

К разговору подключается Ержан Мандиев, руководитель строительства нового производства "АЗИЯ АВТО Казахстан", которого, похоже, задела наивность вопроса.

- В окрасочном цехе давление внутри должно быть выше, чем снаружи, чтобы воздух шёл из помещения. Окрасочный цех – это стерильная комната, где не должно быть пыли, иначе окраска кузова будет с посторонними включениями, что влияет на качество. Наш поставщик, итало-японская компания Geico Taikisha, предложила лучшие решения с технической и экологической сторон: революционную систему очистки воздуха с использованием сухих фильтров, что снимает необходимость очищать воду, используемую при традиционной технологии удаления окрасочного тумана. Отсутствие больших объёмов воды в процессе производства является важным и невероятно эффективным фактором, по сравнению с существующими альтернативными решениями. Как правило, такие комплексы рассчитаны на 10-20 лет, и приход новых технологий здесь происходит с заметным запозданием. Это обстоятельство ещё больше повышает значимость использования новейших достижений в технологиях на новом казахстанском производстве. Не могу сказать, что это какой-то невероятный расчёт, нам просто повезло, что такие линии появились к моменту начала строительства нашего нового производства.

Когда планируете закончить строительство?

Анатолий Балушкин смеётся и отвечает на вопрос:

- Никогда. Мы на пенсию в строительных касках пойдем.

Интересует нынешняя стройка.

- К июлю 2019 мы планируем достроить корпуса сварки и окраски. Банк нам сильно помогает; мы сейчас должны будем быстро «прыгнуть» в рубли, быстро конвертировать сумму и выставить аккредитивы в евро за оборудование. Окрасочные и сварочные линии пойдут к нам в июле-сентябре 2019 года, когда будут готовы корпуса. В тестовом режиме начнем варить и красить летом 2020.

Каков общий объём инвестиций и проектная окупаемость производства?

- Общие затраты – около $200 млн. Мы планируем, что окупаемость производства составит 10 лет, а после запуска производства ещё одной модели – сдвинется на год. То есть примерно 8-9 лет. Дополнительно мы будем поддерживать процесс сборкой импортных моделей: тут для нас нет ничего особо сложного, но даёт дополнительную выручку, которая нам сейчас нужна. Здесь важно не допустить ошибку производителей в Узбекистане, которые сделали ставку на одну марку - Daewoo. Мы будем производить 4-5 марок. В идеале – как это у нас сложилось сегодня: корейские, японские, европейские и американские бренды. Президентская идея многовекторности на практике.

Но мы сами предложим правительству обязать всех игроков рынка варить и красить кузов. Остальные лишатся поддержки. Через пять-шесть лет ни одна машина не должна выпускаться без сварки и окраски. Каждый автомобильный бренд, претендующий на работу в Казахстане, решит: пришел он всерьёз и надолго, чтобы создавать полноценное производство и рабочие места. Либо продолжит работу, что называется, «на общих основаниях», без опоры на поддержку государства. А в этих невыносимых условиях игрок вынужден будет покинуть рынок.

И здесь у нас единая позиция с правительством: «колониального» подхода быть не должно. Остров за стеклянные бусы не отдадим (смеётся).

Я так понимаю, что на сварке и окраске вы не остановитесь, раз собрались уходить на пенсию в каске?

- Разумеется, будем строить дальше – планы расписаны на годы вперед. Повторюсь, наша задача - заходить через локализацию и оставлять добавочную стоимость в Казахстане. После завершения строительства линий сварки и окраски, объём производства в 60 тыс. автомобилей позволит нам уже заниматься комплектующими: сиденьями, бамперами, рулевыми колонками, стеклом, пластмассовыми комплектующими и другим. А это снова производственные линии, корпуса, стройка.

Мы специально купили на $17 млн строительной техники, так как в обозримом будущем нам постоянно придётся что-то новое строить. Например, перед началом стройки мы купили две сваебойки за $1,2 млн каждую. У нас всё своё, а закупаем мы только цемент, солярку, арматуру и платим зарплату. Как следствие – себестоимость производства в разы ниже, чем если бы мы брали стройку на аусорсинг. Тем не менее контроль за ведением строительных работ у нас осуществляет швейцарская компания SGS, предоставляющая услуги по независимой экспертизе, контролю, испытаниям и сертификации.

А если посмотреть за горизонт 2020 года, то какие следующие шаги планируете предпринять, ведь очевиден процесс глобальной интеграции двух автомобильных рынков?

- Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi принёс на АВТОВАЗ идею локализации производств, когда на каком-то одном заводе – будь то Тольятти, Ижевск или Усть-Каменогорск – производится конкретная модель LADA. Я бы с удовольствием поборолся за LADA Granta, которую, я уверен, будут постоянно обновлять. Как, например, Toyota постоянно обновляет Camry, или Skoda – Octavia. Идея локализации уже претворяется в жизнь: LADA Vesta производится в Ижевске для всех рынков.

В ретейле у нас уже 4 передела: транспортировка, импортёрство, дилерство, послепродажное обслуживание. К 2020 будут задействованы 3 передела в производстве – это сварка, окраска, сборка. На этом углубление передела не остановится. Если увеличим производство, то можно будет ставить штамповку, выпуск комплектующих, возможно, даже финансовые услуги – с каким-либо из коммерческих банков. Мы доросли уже до этого: оборот в 2013-14 годах уходил далеко за $1 млрд ежегодно.

Интересная цифра. Могли бы вы подробнее рассказать о штамповке и финансовых услугах?

- Пока рано. Мы начинаем разговаривать с прессой, когда что-то уже сделали. Мы не говорим с вами про «прожекты», поэтому придется немного подождать. А сейчас пойдемте подпишем соглашение с ЕАБР, нас там, похоже, уже ждут.

Мы встаём из-за стола, спускаемся в выставочный зал "Крокус Экспо", где возле стенда LADA уже ожидает представительная делегация от ЕАБР и АВТОВАЗа. Спустя несколько минут документы подписываются в присутствии прессы, после чего все участники ещё раз подтверждают удовлетворенность от достигнутого соглашения.

Зампред правления ЕАБР Андрей Крайний подчеркнул:

- Проект хороший, легко считается, понятна его финансовая модель. Партнёр надежный с прекрасным бэкграундом, является самым большим дилером АВТОВАЗа в России. Нам проект показался интересным потому, что мы банк развития, который создан шестью странами, и мы как раз занимаемся такими инфраструктурными проектами. Синергия, о которой мы говорили, воплощается в жизнь и направлена на интеграцию стран-участниц акционеров ЕАБР. Поэтому я поздравляю холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», лично Анатолия Михайловича с этим первым шагом. Надеюсь, что следующие шаги будут не менее уверенными. Благодаря этому соглашению, мы получим современное роботизированное производство в Казахстане, ориентированное на весь Евразийский союз.

Слова банкира подтвердил президент ПАО «АВТОВАЗ» Ив Каракатзанис, присутствующий на подписании соглашения, сказавший:

- Казахстан – это большой рынок, здесь бренд LADA востребован, и он занимает первое место в Казахстане по продажам. Вы видите, что мы сейчас находимся в процессе обновления линейки брендов, и у нас есть хорошая возможность увеличить долю рынка. У нас прекрасные отношения с казахстанскими партнёрами, поэтому мы продолжим увеличивать свою долю рынка в этой стране и регионе. Наша цель – с максимальными объёмами стабильно оставаться первыми.

 

Материал подготовлен порталом Forbes Kazakhstan