ФРС во главе с Джаннет Йеллен необходимо пристально следить за ситуацией с пузырями на финансовом рынке, учитывать высокий, по некоторым оценкам, двузначный уровень безработицы. Что сделал теперь уже экс-глава ФРС, для того что бы предотвратить Великую депрессию 2, что ждет США без Бена Бернанке, рассказал Джон Хилсенрат, экономический обозреватель The Wall Street Journal.


Г-н Хилсенрат, что должно заставить нас запомнить Бена Бернанке как успешного председателя ФРС?

Я думаю, что десятилетний срок работы Бернанке в ФРС можно разделить на три стадии. Первая стадия охватывает докризисный период. Нельзя сказать, что это был успешный период, поскольку Федрезерв вместе с другими американскими регуляторами просмотрели назревающий финансовый кризис. Я думаю, что большинство людей со мной согласятся, если я скажу, что наиболее успешный период работы Бена Бернанке – это непосредственно во время финансового кризиса.

 

Тогда ФРС влила в американскую финансовую систему много денежных средств, спасла множество банков от банкротств и предотвратила очередную Великую депрессию в США. Федрезерву во главе с Бернанке пришлось проделать большую часть работы самостоятельно, поскольку конгресс и Белый дом довольно медленно отреагировали на кризисную ситуацию.

 

И третий период – это пятилетний отрезок времени после финансового кризиса, который можно охарактеризовать как вялый процесс восстановления экономики. Я думаю, что пока еще нет единого мнения относительно успешности ФРС в вопросе возвращения экономики к нормальному функционированию в течение этого периода.


Какое действие или заявление Бен Бернанке в ходе его председательства ФРС можно назвать самым примечательным?

На мой взгляд, наиболее примечательным действием, которое предпринял Бен Бернанке в качестве главы ФРС, стали его шаги после краха Lehman Brothers в сентябре 2008 года. Тогда был тот момент, когда Бернанке понял, что перед ним огромный кризис. И тогда он предоставил финансовой системе большие объемы ликвидности, обеспечил поддержку рынка, сектора ПИФов, рынка активов, выдал краткосрочные кредиты банкам. И тогда он сказал, что ФРС сделает все возможное, для того чтобы избежать коллапса американской финансовой системы. И он выполнил это обещание.

 

Он повторил слова периода 30-х годов, когда Франклин Рузвельт, которому выпала борьба с Великой депрессией, сказал, что правительство сделает все возможное, чтобы вывести США из Великой депрессии. Бернанке оглянулся на этот период и воспользовался этим уроком, и он подвел ФРС к тому, чтобы принять меры, которые никогда раньше не принимались.

 

 

Бен Бернанке уходит со своего поста. Что осталось незавершенным?

Не полностью достигнуто устойчивое восстановление экономики. Восстановление американской экономики началось в середине 2009 года, и все четыре с половиной года экономисты твердят, что более быстрый рост вот-вот начнется, но его все нет и нет. Бернанке был очень расстроен таким положением вещей. Он был очень расстроен тем, что процесс восстановления экономики идет очень медленно и никак не ускорится.

 

Сейчас к концу срока Бернанке кажется, что экономика США начала немного набирать скорость. Но так уже бывало: сначала начинает казаться, что темпы восстановления экономики США начинают ускоряться, а потом они снова замедляются. Я думаю, что самый большой повод для расстройства состоит в том, что даже после всех действий в области борьбы с финансовым кризисом в 2008 году

 

ФРС все равно не добилась устойчивого и сильного восстановления экономики, поскольку у нее не хватает полномочий и инструментов для этого. По факту сейчас уровень безработицы в США очень высокий – более 6%, а по некоторым оценкам, так вообще двухзначные показатели, учитывая тех, кто теряет работу, и тех, кто очень долго находится без работы. Это очень грустный факт для многих американцев.


Как вы считаете, кого можно назвать лучшим главой ФРС в истории Америки?

Это сложный вопрос. Очень интересно, что когда Алан Гринспен находился на посту главы ФРС, многие его считали лучшим председателем Федрезерва в истории США, а в течение пяти лет эта точка зрения изменилась, поскольку Америку почти сразу после его ухода с поста накрыл финансовый кризис.

 

Я думаю, что в современной истории один из председателей ФРС, которым действительно восхищаются, это Пол Волкер. Он возглавил ФРС в конце 1970-х годов, когда в стране была очень высокая инфляция. Многие тогда думали, что это проблема, которую нельзя решить. И Полу Волкеру пришлось принять очень трудное решение: он повысил процентные ставки, спровоцировав рецессию экономики.

 

Тогда многие критиковали его за это, но он добился снижения уровня инфляции с двухзначных показателей до адекватного уровня. Он смог сделать сложный выбор. И вот мы тридцать лет спустя восхищаемся его способностью принимать трудные решения. Я думаю, что сейчас этот пример может быть интересен России, потому что, насколько я знаю, перед Россией стоят проблемы, связанные с инфляцией.

 

В России, как и в странах, вроде Индии, ЮАР и Турции, есть проблемы с необходимостью принятия сложных решений, когда ценой повышения ставок и контроля над инфляцией является замедление экономического роста. Пример Пола Волкера показывает, что подобные решения могут нанести удар по имиджу главы Центробанка в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе это, наоборот, может повысить оценку его работу и сделать его самым популярным в истории.

 

Мы можем говорить о перспективах денежной политики и процентных ставок в США, поскольку эти аспекты находятся в компетенции ФРС. Однако регулятор не контролирует налоговую политику, которая является предметом больших споров администрации президента Барака Обамы и Конгресса США. До значительного прогресса им еще далеко. Джанет Йеллен является человеком, который хочет добиться ускорения темпов экономического роста США и снижения безработицы.

 

Сейчас инфляция в США находится на очень низких отметках – ниже 2%, и Йеллен может позволять сохранение низких процентных ставок для обеспечения роста экономики. Таким образом, при Джанет Йеллен низкие процентные ставки в США могут сохраняться по крайней мере еще несколько лет, до тех пор пока инфляция не начнет ускоряться.


Каковы основные вызовы для ФРС на ближайшие несколько лет?

Федрезерву во главе с Джанет Йеллен необходимо пристально следить за ситуацией с пузырями на финансовом рынке. Уроки последних финансовых кризисов следующие: ФРС удерживала низкие процентные ставки, и в 2000-м году произошел разрыв пузыря на рынке IT; потом низкие процентные ставки привели к пузырю на рынке недвижимости несколькими годами позже.

 

Очень много споров относительно того, какая степень вины лежит за возникновение пузыря на рынке недвижимости на ФРС и на политике низких процентных ставок. Сейчас в США по поводу возможности новых пузырей снова есть опасения, поскольку процентные ставки снова очень низкие. Так что Джанет Йеллен стоит следить за "перегревом" финансовых рынков, за слишком быстрым ростом фондовых рынков, а также за скачком на кредитных и долговых рынках.

 

И при возникновении такой тенденции с ней надо работать, нельзя оставлять ее без внимания. Еще один аспект, который требует пристального внимания, это больший объем "легких" денег в системе. Если убрать их из системы слишком рано, то это может подорвать восстановление экономики, которое ФРС пытается поддержать. Но в то же время, если упустить подходящий момент их вывода из системы, то инфляция может вернуться и привести с собой негативные последствия. Так что Джанет Йеллен придется принять несколько сложных решений, время ее председательства в ФРС будет нелегким.


Что вы думаете о решении ФРС начать сокращение программы количественного смягчения?

ФРС начала сворачивание программы QE в декабре, объявив ее сокращение на 10 миллиардов долларов до 75 миллиардов долларов ежемесячных покупок активов. До этого регулятор скупал долговые и ипотечные активы на сумму 85 миллиардов долларов ежемесячно. И вот только накануне ФРС объявила о сокращении программы еще на 10 миллиардов.

 

Так что запущен очень медленный и постепенный процесс. Возможно, он будет закончен к концу текущего года. Если бы они убрали ее одним разом, то это могло бы сильно напугать инвесторов и вызвать сильное падение на фондовом рынке и турбулентность на кредитных рынках. Федрезерв пытается сделать это постепенно, чтобы не напугать инвесторов.

 

Почему программы количественного смягчения в США не смогли ускорить темпы роста экономики страны?

Знаете, ответ на вопрос о том, почему политика низких процентных ставок и программы покупки активов не смогла ускорить темпы роста экономики, дался Федрезерву нелегко. На самом деле на него есть несколько ответов. Один из них состоит в следующем: пока ФРС пытается ускорить темпы роста экономики, бюджетная политика в США – политика расходов и налогов – тормозит ее развитие.

 

Правительство сокращает расходы, что может быть положительным фактором для долгосрочной перспективы, поскольку ограничивает рост бюджетного дефицита. Кроме того, власти повышают налоги, что улучшает состояние бюджета, ограничивая его дефицит. Но это все в долгосрочной перспективе.

 

А в краткосрочной перспективе все эти меры тормозят рост экономики: в экономику поступает меньше денег, потребители платят больше налогов, и это приводит к снижению темпов экономического роста. Эта одна из причин, по которой ФРС не может сделать больше для экономики при помощи своей политики.

 

Еще одна причина состоит в том, что домохозяйства действительно понесли сильный ущерб от пузыря на рынке недвижимости, его разрыва и последствий: многие люди потеряли работу, стоимость жилой недвижимости упала, домохозяйства погрязли в ипотечных долгах. До сих пор люди "отходят" от этого стресса и пока не хотят тратить много денег. Кроме этого, есть люди, которые просто считают, что политика ФРС не очень хорошо работает.

 

Федрезерв потратил триллионы долларов на покупку гособлигаций и на удержание низких процентных ставок. А многие люди считают, что эти действия не преобразуются в экономический рост. Они думают, что они могут просто немного поддержать рынки, но не видят каналов, по которым происходит увеличение инвестиций и потребительских расходов.

 

Это очень сложный вопрос. И, возможно, понадобятся годы, чтобы оценить реальную эффективность политики Федрезерва. Но я думаю, что сейчас с уверенностью можно сказать, что если бы ФРС не сделала всего этого, то экономика сейчас, возможно, была бы в худшей форме.


Как сворачивание программы QE может повлиять на развивающиеся рынки?

Развивающиеся рынки оказались в очень трудном положении. Когда ФРС вливала огромные деньги в американскую экономику и понижала процентные ставки для ее поддержки, многие из этих денег просачивались за ее пределы, они не оставались в пределах США. Эти деньги текли в Россию, Турцию, Индию и способствовали укреплению этих экономик и их финансовых рынков. В результате вкупе с низкими процентными ставками развивающиеся рынки оказались несколько перегретыми.

 

И теперь инфляция вместо США проявляется в таких странах, как Россия, ЮАР, Индия, Турция. Центробанки этих стран, в том числе российский, оказались в ситуации, при которой им необходимо бороться с этой инфляцией при помощи повышения процентных ставок. Теперь сворачивание стимулирующих программ ФРС способствует выводу денег с этих развивающихся рынков.

 

Тут есть хорошие и плохие новости. Хорошие новости в том, что это, возможно, помогает властям развивающихся стран в борьбе с инфляцией, но плохая новость в том, что это также оказывает влияние на курсы их валют. В результате это может привести к замедлению темпов экономического роста и повышению безработицы. Так что ситуация действительно непростая.

 

Я слежу и освещаю политику Бернанке с 2008 года, я переехал в Вашингтон из Нью-Йорка в сентябре 2008 года, когда начался финансовый кризис и рухнул банк Lehman Brothers. Так что я 5 лет освещаю политику Бернанке и ФРС, посещаю его выступления и пресс-конференции, задаю ему вопросы, стараюсь беседовать со многими представителями ФРС. Я знаю многих представителей ФРС и наблюдаю за их работой и старюсь увидеть то, что творится в кулуарах.

 

Глава ФРС, которого видел я, очень сильно похож на того председателя ФРС, которого вы видите по телевизору. Он очень спокойный, сдержанный, неэмоциональный человек, который старается сохранять спокойствие в сложные времена. Конечно, его тоже можно расстроить. Я думаю, что его печалит политика властей в Вашингтоне.

 

Предполагается, что ЦБ является независимым институтом. Я думаю, что Бернанке расстраивает, что бюджетная политика тормозит экономический рост и при этом не сильно способствует решению экономических проблем США, вроде высокого дефицита бюджета. Я считаю Бернанке человеком, который очень много работает, в том числе по выходным. Ему нравится приходить в офис, когда там тихо. В последние 8 лет он очень много работал, и теперь он может отдохнуть немного.

 

Многие считают, что это был подходящим человеком на посту главы ФРС во время финансового кризиса, поскольку у него большой и обширный опыт и знания: он преподавал и был заведующим кафедрой экономики в Принстоне. Он потратил много времени на изучение и написание исследований и книг по Великой депрессии. И потом он оказался в Вашингтоне.

 

Он попал в ситуацию, когда ему пришлось предлагать новые решения новой Великой депрессии. И с точки зрения своего опыта он оказался правильным человеком на правильном месте в правильное время. Представьте российского ученого, который изучал мировую войну, и вдруг во время новой войны он оказался во главе армии. Примерно в таком положении оказался Бернанке: он изучал Великую депрессию, и ему пришлось сражаться с современным выражением Великой депрессии с использованием современных инструментов Центробанка.