Азат Машабаев: Экосистема для этого в республике уже есть
В апреле 2019 года в Казахстане вступили в силу поправки в закон, которые упростили казахстанским онлайн-магазинам продажи за рубеж. Инициатором нового законодательства выступила «Казпочта». Эксперты говорят, что упрощение процедур экспорта даст новый толчок развитию электронной коммерции. Сегодня лидерами онлайн-экспорта в мире являются Китай и США. Также в пятерку флагманов виртуального шоппинга входят Германия, Великобритания и Франция. О том, какие шансы у Казахстана приблизиться к их уровню Kapital.kz беседует с советником председателя правления АО «Казпочта» по международному бизнесу Азатом Машабаевым.
- Сегодня тема электронной коммерции – одна из наиболее популярных у всех мировых СМИ. Расскажите, что происходит с рынком в мире?
- Рынок онлайн-продаж растет колоссальными темпами и будет расти еще быстрее. Глобальная статистика говорит о том, что в 2018 году 11,9% всех розничных продаж в мире были совершены онлайн. Больше всего, конечно же, удивляет Китай. Электронная торговля является основной движущей силой розничной экономики этой страны. 35% всех розничных продаж в Китае происходят онлайн – это самый высокий показатель в мире. В США на долю электронной коммерции приходится чуть более 10% продаж, а в Европейском Союзе – около 15%. Эксперты прогнозируют, что к 2021 году показатель электронной коммерции в целом в мире составит 17,5%, причем ожидается, что более половины всех мировых онлайн-продаж будет приходиться на Китай.
- Насколько активно в 2019 году развивается e-commerce в Казахстане, растет ли количество интернет-магазинов и онлайн-покупателей? Каковы объемы рынка?
- Если говорить в цифрах, то сейчас рынок электронной коммерции в Казахстане составляет порядка 300 млрд тг. По нашим прогнозам, в ближайшие 5 лет он вырастет до 2 трлн тг. То есть, если сейчас доля e-commerce в общем объеме всех розничных продаж составляет 2,9%, то через 5 лет она должна составлять 24%.Позитивно влияет на развитие электронной коммерции достаточно высокое проникновение интернета в Казахстане и его достаточно низкая стоимость по сравнению с другими странами.
Кроме того, у онлайн-продаж низкий порог входа на рынок. Начать бизнес в интернете вы можете, купив десять пар обуви в Италии и просто залив их фотографии в инстаграм. Затраты на старт бизнеса по сравнению с традиционной торговлей в разы меньше. Кроме того, электронная коммерция позволяет узнать рынок, протестировать товар на потенциальных покупателях и в любой момент оперативно изменить ассортимент на более популярные товары. Ну и, конечно же, если вы продаете онлайн, то география ваших продаж не ограничена.
- Если я правильно понимаю, трансграничной торговле должно также поспособствовать новое законодательство, которое вступило в силу в Казахстане в апреле по поводу упрощенного экспорта?
- Государство ликвидировало технический барьер, который существовал на пути у интернет-предпринимателей. До апреля 2019 года казахстанские интернет-магазины просто так не могли отправить свои товары покупателю в другую страну в почтовом отделении от имени юридического лица. Для этого необходимо было на каждую посылку оформить таможенную декларацию и оплатить сборы в таможенных органах. Теперь же в качестве таможенной декларации можно использовать почтовые документы и отправить посылку через любое почтовое отделение.
- Насколько мы знаем, у Казпочты есть E-commerce центры для предпринимателей. Что это? Чему там учат представителей МСБ?
- Наша цель – сделать так, чтобы в Казахстане экосистема для развития электронной коммерции была максимально эффективной и удобной. E-commerce центры – это образовательный проект Казпочты. В них мы обучаем, как продавать в сети. Мы рассказываем как работает рынок, какие существуют платформы для онлайн-продаж, что такое интернет-эквайринг, продвижение в Google, как работать с возвратом посылки и так далее. Причем обучение для предпринимателей у нас полностью бесплатное. Сейчас у нас в Казахстане e-commerce центры уже работают в Нур-Султане, Алматы, Караганды, Шымкенте.
После обучения предприниматели могут продолжить взаимодействие с Казпочтой. Прием, хранение, сортировку и доставку товаров интернет-магазинов обеспечивают наши три современных фулфилмент-центра, которые работают в Нур-Султане, Алматы и Актобе.
- А правда ли, что представители МСБ могут работать под вывеской Казпочты и предоставлять услуги национального почтового оператора, заключив договор с вами?
- Да, у нас есть партнерская сеть. Суть партнерства в том, что Казпочта дает возможность бизнесу от своего имени выдавать посылки, принимать коммунальные платежи, делать денежные переводы, принимать платежи по кредитам. С партнером, который предоставляет услуги под нашей вывеской, мы делимся комиссией, но что самое главное – предприниматель получает дополнительный поток потенциальных клиентов для своего бизнеса.Сейчас у нас работает 258 партнерских отделений, и мы прогнозируем, что к 2027 году их будет 756.
- Какие прогнозы вы можете сделать по развитию рынка электронной коммерции в дальнейшем в Казахстане, и какую роль в этом процессе сыграет национальный почтовый оператор?
- У нас получилось создать и заботливо вырастить экосистему электронной коммерции в Казахстане. Казпочта – это доставка, хранение, банк, обучение и так далее. Мы создали такую среду, которая позволяет предпринимателю, придя к нам единожды, расти и развиваться на рынке электронной коммерции вместе с нами, беспрепятственно вести онлайн-торговлю - все условия для этого в Казахстане есть. У нас большая страна, в селах тоже живут люди с потребностями, у них есть деньги, есть интернет и они могут покупать онлайн, а мы можем им эти покупки доставить. Мировой опыт показывает, что если в стране активно развивается почта, вместе с ней будет активно расти и рынок электронной коммерции, именно почта становится драйвером этого развития.