Всех старшеклассников в Казахстане разделяют строго на две группы: «физиков» и «лириков». И этот шаг ставит под сомнение будущее школьников — выпускники с такой «узкой» специализацией могут в принципе не попасть в желанные вузы.
Это новшество — последствие обновления учебных планов 2019 года. Любопытно, что в некоторых школах учеников заставили делать выбор всего лишь за неделю до начала учебного года: «срочно выбирайте профиль».
Вариантов три — физико-химический, физико-географический и географическо-биологический.
В растерянности все. А если ребенку нужна углубленная математика? Или физика и биология вместе? Исходя из представленного ниже типового плана, учащиеся, выбравшие физику и химию, не будут учить биологию и географию. И наоборот.
Учебный план естественно-математического профила
Учителя говорят, что новшество отразится и на аттестатах.
Те предметы, которые школьник не выбирал профильными, будут отмечены как прослушанные факультативно. То есть никак
Что, безусловно, отразится в результате при поступлении в вуз.
Новое — забытое старое
На самом деле все эти новшества придуманы еще в 2012 году. А 15 мая 2019 тогдашний министр образования и науки Куляш Шамшидинова внесла своим приказом изменения и дополнения в типовые учебные планы.
Странно здесь и вызывают раздражение два аспекта:
- почему о профилизации учащимся сказали за неделю до начала учебного года и
- где, собственно, адекватные разъяснения со стороны министерства?
Что за очередную реформу переживает казахстанская школа, мы спросили у Ирины Смирновой — депутата парламента, много лет проработавшего в системе образования.
Ирина Смирнова
— Ирина Владимировна, кто, когда и зачем это придумал? Родители и учителя до сих пор в растерянности.
— Не могу назвать автора этой идеи, потому что не знаю. Приходящие министры, как правило, доделывают планы предшественника.
Здесь основной посыл сделать старшие классы профильными. Чтобы каждый определился с направлением, в котором пойдет дальше.
Но не все дети видят себя физиками и химиками. Кто-то мечтает о филологии, например
И, как это всегда у нас бывает, хорошая идея оказалась перевернута с ног на голову. В других странах подобное делается иначе. Из большого набора предметов учащийся сам выбирает те, которые считает необходимыми. И получает таким образом профиль.
— То есть не система навязывает учащимся профили, а дети сами определяются?
— Да. В других странах это так. Потому что до 9 класса основные темы уже пройдены, и в 10-11-х идет углубленное обучение по конкретному профилю. У нас же волюнтаристски, административным методом всем сказали разделиться на общественно-гуманитарные и естественно-математические направления.
Я считаю, это делать опасно. Сегодня старые профессии умирают стремительно, им на смену приходят новые. Они практически все идут на стыке наук
Это биофизика, биохимия, биотехнологии, генетическая механика. И здесь, по идее, ребенок должен выбирать физику и биологию одновременно. А ему предложили либо физику, либо биологию. В мире такого жесткого деления предметов уже нет. Поэтому создаются атласы профессий и совершенно новые направления.
Наше министерство снова пошло по пути непонятной мне идеи разделения предметов, не давая детям выбора. Получается теперь, что при окончании 11 класса в аттестате будет написано, что биологию школьник не изучал, а прослушал факультативно. Хотя на самом деле, если идет углубление по физике и математике, должно быть и по биологии. Выходит, что очень ценный вариативный компонент, который можно было использовать для углубления, направляют на обычное изучение предмета. Что не совсем правильно.
Полезное вредно
— Родители подозревают, что таким образом наше министерство решило перекрыть кислород выпускникам школ для поступления в российские вузы на гранты. Это популярное направление, но дети не смогут поступить с таким количеством прослушанных часов русского языка или истории, какой предлагают чиновники.
— Создавать что-то вредное, чтобы никто не уехал учиться за пределы страны, было бы нелогичным и странным для министерства. Просто создали и экспериментируют.
Любое новшество в системе образования должно проходить апробацию. Сначала на каком-то регионе или школе методом проб и ошибок увидеть результат. А уж потом внедрять эксперимент во всех школах страны.
— Среднее образование дается в Казахстане по государственным общеобязательным стандартам. Поскольку теперь дети недополучат знания по каким-то предметам в пользу других, значит стандарты будут нарушены?
— Стандартами определены не часы, а темы, которые дети должны изучить за время учебы. Количество часов может быть разным. Министерство говорит, что до 9 класса все нужное пройдено, а 10-11 классы — время углублять и расширять знания. Но это весьма спорный момент. Углубляться по тем или иным предметам в конце концов можно и в профильных колледжах. Или тогда нужно сразу после 9 класса конкретно говорить детям: если хотят стать медиками, пусть сразу идут в колледжи.
Профилизация в школах в нынешнем виде построена по неверной схеме. Если школьник выберет биологию и химию для дальнейшего обучения в мединституте, у него при поступлении не хватит знаний по математике
А как он учил бы математику в школе, если она не вписалась в выбранный им профиль? Я обязательно обращусь в правительство за разъяснениями этого новшества. Потому что даже мне, учителю биологии и в прошлом директору школы, непонятно, что вообще на выходе хотят получить чиновники.
Просим Министерство образования и науки считать эту статью официальным запросом редакции. Школьная общественность ждет адекватных разъяснений по очередному эксперименту.
Источник: https://365info.kz