…И ДОКАЖИ, ЧТО НЕ ВЕРБЛЮД!
Так, мажилисмен Шакир ХАХАЗОВ обратился к министру финансов РК Алихану СМАИЛОВУ, предоставив множество жалоб, поступивших от избирателей и опубликованных в СМИ.
- Наши граждане стали жертвой неразберихи в налоговых ведомствах страны, - заявил депутат. - Тысячи казахстанцев получили штрафы по просроченной оплате налогов на имущество, которого у них никогда не было.
Ярчайшим примером Хахазов назвал инцидент с алматинцем Бауыржаном СУЛЕЙМЕНОВЫМ. У Сулейменова арестовали и заблокировали счет в банке из-за неоплаченного штрафа за нарушение его автомобилем ПДД. Вот только один нюанс – у алматинца никогда не было автомобиля. Как позже выяснилось, штраф предназначался совсем другому человеку, жителю Шымкента, тезке и однофамильцу Сулейменова. Проще говоря, ошибочка получилась.
От похожей ошибки пострадала и астанчанка Асель САМЕНОВА, однажды с удивлением выяснившая, что ей, оказывается, принадлежат сразу 223 автомобиля. И узнала он об этом, когда суд наложил арест на все ее счета и карты, и обязал женщину уплатить налог за весь солидный автопарк, которого у нее никогда не имелось. После была череда долгих споров и разбирательств. От последнего оставшегося десятка автомобилей и платежей за них Асель открещивается до сих пор.
- Похожий случай произошел и с еще одним жителем Астаны, - рассказывает Хахазов. - Мужчина получил уведомление о том, что ему необходимо уплатить налог на транспорт в сумме около 17 тысяч тенге. Все бы ничего, вот только у него машины нет уже два года! Мужчина оббежал все инстанции, и как позже выяснилось, ошибку допустили сотрудники Налогового Комитета.
Конечно, теоретически, согласно налоговому законодательству в случае неуплаты задолженности физическим лицом, по истечении тридцати рабочих дней со дня вручения уведомления, налоговый орган выносит налоговый приказ о взыскании задолженности и не позднее пяти рабочих дней со дня его вынесения направляет физическому лицу. На практике доказывать, что ты, образно выражаясь, не корабль пустыни, гражданам приходится постфактум. О наличии налоговой задолженности люди узнают уже от судебных исполнителей, услуги которых, кстати, тоже нужно оплачивать и угадайте из чьего кошелька? Размер вознаграждения судебных исполнителей зависит от взимаемой суммы – от 3 до 25 процентов.
ТЕНДЕНЦИЯ, ОДНАКО!
Гражданам честно желающим оплатить налоги, и доказать, свою правоту, тоже придется немало потрудиться. В органах налоговой службы стоят огромные очереди, в которых налогоплательщикам придется провести несколько часов. И это несмотря на имеющийся регламент по предоставлению государственных услуг, где на обслуживание человека отведено 20 минут.
- Здесь возникает риторический вопрос, - подчеркнул Хахазов, - почему органы налоговой службы должны проводить сверки с населением, а не с уполномоченными органами, которые предоставляют им налогооблагаемую базу? И если эта база некорректная, почему не привлекают к административной ответственности должностных лиц этих уполномоченных органов? Насколько мы можем понять, это уже не единичные случаи, а тенденция.
Зато органы государственных доходов успешно тратят немалые суммы на цифровые информационные системы. Правда, народ результатов вышеуказанной цифровизации почему-то не видит. Дабы изменить ситуацию, народный избранник поинтересовался у министра, по всем ли вынесенным налоговым приказам вручены уведомления в соответствии с действующим законодательством?
- Сколько случаев некорректного представления налогооблагаемой базы уполномоченными органами? – так же спросил депутат. - Сколько привлечено к административной ответственности должностных лиц этих уполномоченных органов? И если они не привлекались, то какие меры ответственности приняты в отношении руководителей этих органов государственных доходов? И, главное, что делается Комитетом государственных доходов Министерства финансов РК во избежание подобных ситуаций?
НЕ ПЕНЯТЬ НА СЕБЯ
А депутата Екатерину НИКИТИНСКУЮ заинтересовала грядущая налоговая амнистия для малого и среднего бизнеса, провозглашенная президентом РК, лидером нации, Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ. До начала акции осталось меньше месяца.
- Налоговая амнистия не только предоставит возможность предпринимателям возобновить законную деятельность, но и защитит малый и средний бизнес от неправомерного административного давления, - считает народная избранница. - Списание пени и штрафов с предпринимателей, уплативших основную сумму налога, сегодня одна из самых горячо обсуждаемых бизнесом инициатив главы государства.
Актуальность данного вопроса подтверждается и официальной статистикой. По данным Минфина на начало октября на долю пени и штрафов приходится 40 процентов от общей суммы налоговой задолженности субъектов МСБ. Причем, Никитинская уверена, что раз сумма начисленной пени (111 миллиардов тенге) почти в 20 раз превышает сумму штрафов (5,8 миллиардов), то здесь что-то нечисто. Либо завышены сроки давности по претензиям, либо начисления возникли задним числом.
- Иначе любой предприниматель постарался бы своевременно оплатить долги, не доводя предприятие до неплатежеспособного состояния, - отметила депутат.
Сейчас, по данным Минфина, пакет нормативно-правовых документов, определяющих порядок проведения налоговой амнистии, проходит процедуру согласования в государственных органах. То есть именно сейчас важно определить, как это все будет делаться.
ДЛЯ КОНЧИНЫ НЕ БУДЕТ ПРИЧИНЫ
Со своей стороны народные избранники предлагают разные методы. Например, предусмотреть порядок списания пени и штрафов в случаях уплаты задолженности по налогам не только через прямое поступление денежных средств, но и методом зачета. А так же включить в число налогоплательщиков, подлежащих налоговой амнистии, субъектов малого и среднего, бизнеса осуществляющих добычу общераспространенных полезных ископаемых.
- По некоторой информации, из этой группы предполагается амнистировать только пользователей воды и лечебных грязей, - уточнила Никитинская. – А это оставляет за бортом огромное количество предпринимателей, работающих в сфере дорожного строительства и производства стройматериалов.
В числе предложений - освобождение от уплаты пени и штрафов субъектов малого и среднего бизнеса, допустивших нарушения до 1 октября нынешнего года, но по которым срок добровольной уплаты еще не истек, при условии оплаты данными налогоплательщиками основной суммы налогов. А еще - определить условия списания пени и штрафов, начисленных по результатам налоговых проверок и находящихся по состоянию на 1 октября в стадии обжалования.
- Нужно рассмотреть специальные механизмы списания пени и штрафов для налогоплательщиков, проходящих процедуру реабилитации либо урегулирования неплатежеспособности, - так же подчеркнула Никитинская, - поскольку их налоговые задолженности являются отсроченными и, по этой причине, могут быть не включены в список, подлежащих налоговой амнистии.
Вопрос о сокращении сроков исковой давности по налогам с 5 до 3 лет не с 2020-го, а начиная с текущего финансового года, здесь стал уже традиционным.
- Тем самым государство сможет устранить не только последствия, но и одну из важных причин, приводящих к неплатежеспособности малого и среднего бизнеса, - резюмировала народная избранница.
СДАВАЙСЯ, ВО ИМЯ БЮДЖЕТА!
Доказывать, (или не доказывать) что ты не верблюд, для рядового, гражданина это один из принципов выживания в условиях рыночной экономики. Как работает эта достаточно незамысловатая схема, объяснил лидер фракции «Народные коммунисты» Айкын КОНУРОВ.
- Бюджет формируется за счет налогов, которыми облагаются юридические и физические лица, - отметил он. – И, значит, соответственно, самый легкий способ взимания налогов - с физических лиц.
«Ошибаться», когда дело идет о налогообложении юридических лиц для Комитета госдоходов намного рискованнее и бесперспективнее. Многие бизнесмены содержат штат юристов, способных доказать правоту своего босса или бухгалтера. А вот рядовой гражданин перед налоговиками практически беззащитен. И ему самолично придется тратить время, силы и нервы, доказывая, что ему начислены чужие налоги, на не его транспорт и не его недвижимость. Выстаивать в длинных очередях, сначала собирая справки, а потом в налоговых органах - для того, чтобы на основе собранных доказательств, очистить свое честное имя. Только после этих сложных и долгих, (учитывая нашу бюрократию) процедур, в документы вносятся корректировки, а к гражданину перестают предъявлять претензии чиновники.
- Многие казахстанцы просто-напросто не хотят участвовать в этом трудоемком процессе, - констатировал коммунист. – Им проще уплатить начисленную сумму, если она невелика. Как говорится, игра не стоит свеч. И граждане выбирают более легкий путь. Все мы понимаем, что наши казахстанцы зависимы от работодателя, многие платят рабские кредиты. Каждая минута, потраченная на бумажную волокиту, это потерянные деньги, потеря доверия, просрочки в платежах и претензии. Многие предпочитают просто-напросто, если сумма небольшая, молча погасить этот долг.
Таким образом ошибки превращаются в систему. И кому это выгодно догадаться тоже не трудно. Как говорится, с миру по нитке…
- Понемногу из таких платежей складывается серьезная сумма, - уверен мажилисмен. – И пока эта неразбериха выгодна органу, который занимается сбором налогов, она будет продолжаться.
ЦИФРОЙ ПО БЮРОКРАТИИ
Народные избранники неоднократно предлагали ввести административную ответственность для уполномоченных лиц за их «ошибки». Идею не поддержало ни Правительство, ни государство в целом. Работа клерка и без того не особо престижна, введение подобных карательных мер катастрофически понизит имидж и статус госслужбы, которые итак невысоки, и увеличит кадровый дефицит.
- После одного-двух штрафов, госслужащие, допустившие ошибки при заполнении баз данных или каких-то документов, просто уволятся, - предположил Конуров. – Людям станет невыгодно работать на государство, и они уйдут в частный сектор. Такая вот проблема.
Однако выход из этой засады есть. Можно сказать инновационный – внедрять цифровизацию на смену человеческому фактору. Тогда гражданин сможет, не выходя из дома, просто подключившись к гаджету, решить проблемы с налоговым ведомством. Эти вопросы депутаты намерены поставить перед Правительством на ближайшем Правчасе в Мажилисе.
- Мы вкладываем огромные бюджетные ресурсы в развитие цифровизации и при этом вынуждаем человека бегать от одного госоргана к другому, - отметил лидер народных коммунистов. - Лично, я думаю, что это неправильно. При наличии «кабинета налогоплательщика» и совмещения баз данных многих госорганов, такие вопросы должны решаться просто кликом мышки или нажатием клавиши. Сегодня цифровизация идет семимильными шагами, и почему гражданин должен какими-то личными действиями подтверждать легитимность того или иного документа или, наоборот, не подтверждать ее?
О грядущей налоговой амнистии для предпринимателей Айкын Конуров отозвался весьма сдержанно. То есть мероприятие, конечно нужное и полезно, но не для всех. Должен быть избирательный подход.
- Если, допустим, налоговая амнистия понадобится производителям, переработчикам, реальному сектору экономики и ее предприятиям, то это одно, - уточнил депутат. - Но есть предприятия, которые злоупотребляют дырами в законодательстве, злоупотребляют гуманизацией уголовного законодательства, и фактически занимаются спекуляциями на рынке и отмыванием доходов. Я считаю, что такой бизнес под амнистию подпадать не должен. И конечно, очень большая ответственность в этом плане ложится на контролирующие фискальные органы.
Источник: Резонанс.kz