Популярная теория гласит, что международные торговые сети зарабатывают не только на продаже товаров, но и на разнице валютных курсов. Несколько экономистов из ведущих университетов США решили проверить эту теорию
Вопрос, почему одинаковые товары стоят в разных странах совершенно по-разному, волнует экономистов уже несколько сотен лет.
Валютные курсы сегодня меняются очень быстро и торговые сети, имеющие магазины в разных странах, теперь могут зарабатывать не только на продаже своих товаров, но и на разнице курсов валют, гласит одна из популярных теорий, отвечающих на этот вопрос.
Когда в стране обесценивается национальная валюта, экспорт из нее становится невероятно выгодным, приводит пример механизма извлечения прибыли из разницы курсов профессор Парижского университета Сандра Понсе.
Обменный курс от Apple
Два профессора школы менеджмента MIT Sloan Альберто Кавалло и Роберто Ригобон вместе с Брентом Нейманом из Университета Чикаго решили поставить точку в споре и изучили, как цены международных ритейлеров связаны с курсами валют.
Больше всего их интересовало, как сильно отличаются цены в странах с разными экономиками, но одинаковой валютой. Крупнейший валютный союз планеты - еврозона - напрашивался на роль главного объекта исследования.
Кавалло, Нейман и Ригобон выбрали товары четырех крупнейших торговых сетей: Apple, IKEA, H&M и Zara. Они сравнили цены на тысячи товаров в интернет-магазинах этих компаний в 85 странах, зафиксированные в последний день каждой недели, в период с октября 2008 года по май 2013 года.
Онлайн-магазины были выбраны, потому что цены в них не отличаются от цен в обычных торговых точках, а собрать информацию о них намного проще. Периодически ученые лично заходили в торговые центры в США и сравнивали виртуальные и реальные ценники.
Для проверки результатов экономисты использовали контрольную группу, в которую были включены товары Adidas, Dell, Mango и Nike. Во втором исследовании экономисты анализировали меньший набор товаров. И для основной группы, и для контрольной результаты исследования полностью совпали.
Результаты исследования
Когда ученые сравнивали одни и те же продукты в двух странах, имеющих гибкие обменные курсы, разброс цен оказывался выше, чем когда две страны имели фиксированные обменные курсы. Отклонения в странах с фиксированным валютным курсом было на 15-40% меньше, чем в странах с гибким курсом.
При этом на ценовые отклонения не влияли ни транспортные расходы, ни культурные отличия, ни разрыв в доходах граждан разных стран. Наиболее значимым фактором, определяющим разницу в ценах, стала валюта, в которой были номинированы цены.
Цены на одинаковые товары внутри стран еврозоны практически не отличались. Зато за пределами валютного союза разница могла достигать десятков процентов.
Эффект валютного союза
В валютном союзе, где был общий для всех стран обменный курс, разброс цен оказался на 30-50% ниже, чем в разных странах с фиксированным валютным курсом. То есть в Германии и Дании - очень похожих странах с фиксированным обменным курсом, но разными валютами, - два одинаковых кресла из IKEA будут стоить по-разному, в то время как в Германии и Франции, благодаря еврозоне, они будут стоить одинаково.
Более того, правило сближения цен работает не только в еврозоне. Та же закономерность наблюдалась, когда экономисты сравнивали цены в США, странах с долларизированной экономикой (Эквадор и Сальвадор) и в странах с сильной привязкой курса национальной валюты к доллару (Иордании и Ливане).
Цены на идентичные товары, проданные в Эквадоре и Сальвадоре, больше похоже на цены в США, чем на цены в Иордании и Ливане.
Чтобы наглядно показать разницу в ценах экономисты посчитали логарифмы для каждой страны (степень, в которую нужно возвести цену в одной стране, чтобы получить цену в Испании, которая была взята за точку отсчета). Результаты они объединили в один график.
- Значение по оси Х показывает разницу в стоимости. Если оно равно 0, то товары в Испании и исследуемой стране стоят одинаково.
- Значение 0,1 будет означает, что цены на одинаковые товары в исследуемой стране примерно на 10% больше, чем в Испании.
- На оси Y показаны различные продукты, которые сравнивали Кавалло, Нейман и Ригобон.
Загадки ценовой политики
Ученые оговариваются, что их анализ не универсален. Так, ценообразование на свежие овощи или автомобили намного больше зависит от невалютных факторов.
Тем не менее, валютные союзы каким-то образом способствуют сближению цен и ограничивают возможности компаний зарабатывать на валютных курсах. Правда, почему так происходит экономисты пока не знают.
Одно из возможных объяснений - психология покупателей. Одинаковые товары в разных странах стоят по-разному в момент выхода товара на рынок. Со временем компании выравнивают цены, боясь разозлить покупателей, которые с течением времени начинают сравнивать цены на товары в разных странах.
Финмаркет