В Африке голодают дети, и виноваты в этом жадные корпорации и страны-нефтеэкспортеры, взвинтившие цены на энергоресурсы, уверяет нас ООН. Кристиан Баумейстер из Банка Канады и Лутц Килиан из Университета Мичигана доказали, что это полная чушь: между ростом цен на нефть и дорожающей едой нет никакой связи

 

В июне этого года в Пекине Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) и ОЭСР представили прогноз на 2013-2022 годы по ситуации на продовольственном рынке. Эксперты заявили, что общий рост цен на продукты питания за десятилетие может составить 10-40%, а число голодающих в мире будет постоянно расти. Сегодня уже 37 стран мира постоянно страдают от продовольственных кризисов.

 

Среди причин были названы снижение объемов агропроизводства, рост спроса и - дорогая нефть. Именно стоимость энергоносителей составляет значительную часть конечных цен продуктов на полках, заявили эксперты, и цены на них останутся в ближайшие десять лет на исторически высоком уровне - до $144 в 2022 году.

 

На самом деле в том, что в Африке голодают дети, нефтяники совершенно не виноваты. Кристиан Баумейстер из Банка Канады и Лутц Килиан из Университета Мичигана доказали, что нет никакой связи между ростом цен на продовольствие на мировых рынках, который был достаточно плавным с 2006 года, и повышением стоимости нефти, который был стремительным и скачкообразным.

 

 

 

Американцы не едят кукурузу, а заправляются ей

 

После того, как американские семьи начали жаловаться на быстрый рост розничных цен на продукты питания, многочисленные международные организации начали, наконец, задумываться о причинах и последствиях волатильности цен на продовольствие.

 

Многие экономисты и политики поспешили связать повышение цен на еду с устойчивым ростом цен на нефть. Якобы рост стоимости нефтепродуктов для сельскохозяйственной техники увеличивает затраты на производство продовольствия и может отразиться на стоимости обработки, хранения и распределения продуктов питания для розничных клиентов.

 

Помимо этого, дорогая нефть вынуждает рынок искать новые виды энергоносителей, и, вместо того, чтобы есть кукурузу, американцы начали на ней ездить. Этанол из кукурузы применяют в качестве добавки к высокооктановому топливу для автомобилей, и в результате спрос на кукурузу увеличился, после чего последовал рост цен на зерно и другие культуры.

 

Промышленное использование кукурузы конкурирует не только с потребительским спросом на нее. Более высокие цены на нее приводят к подорожанию мяса из-за того, что кукурузой кормят скот. Наконец, кукуруза конкурирует с другими культурами, например, с соевыми бобами, в борьбе за дефицитные воду и землю.

 

 

Нефтяники не виноваты в мировом голоде

 

Баумейстер и Килиан утверждают, что все это чушь. Они выяснили, что на продовольственном рынке, в отличие от энергетического, не было систематического увеличения цен с 2006 года, а в рознице произошло лишь незначительное повышение волатильности.

 

 

-  Несмотря существенное изменение реальных цен на сырую нефть, стоимость продуктов питания в рознице была на удивление стабильной. С 2006 года она росла лишь на 1% в год с поправкой на инфляцию.

 

-  Для магазинов значение имеют лишь цены, установленные фермерами на зерно и мясо в живом весе: кукуруза и соя дорожали на 12-15% в год после мая 2006 года, пшеницу и рис выросли в годовом исчислении на 7%, а мясо в живом весе - на 4%.

 

-  Использование биотоплива тоже не повлияло на рост цен: наибольший рост волатильности произошел не с ценами на кукурузу, а с ценами на пшеницу - 29%.

 

-  Другой пример: и рис, и нефть подорожали после 2006 года, но цена риса у американских фермеров продолжала расти, даже когда цена на нефть рухнула во второй половине 2008 года, потом рис подешевел в 2009-2010 годах, а нефть в тот период дорожала.

 

 

-  Даже прямое влияние высоких цен на нефть на стоимость сельскохозяйственных товаров крайне слабое. Например, увеличение на 100% стоимости топлива для фермы (в основном дизельного) повысит цену продуктов всего примерно на 5%.

 

-  Исследование рыночных показателей 1990 года, когда произошел скачок нефтяных цен из-за вторжения в Кувейт Саддама Хусейна, тоже не показало никакой связи между ростом цен на нефть и на продовольствие на мировых рынках.

 

Почему тогда рост цен на продукты у торговцев медленнее, чем рост цен у фермеров? Все дело в том, что доля производителей в цене товара в магазине мала. Например, доля производителя пшеницы в стоимости хлеба в рознице - 5%. Так что даже существенное увеличение цен на пшеницу приводит только к небольшому росту цен на хлеб.

 

 

Надо меньше есть

 

Из-за чего тогда продукты становятся с каждым годом все дороже?

 

Цена на нефть не является главным катализатором роста цен на еду, но ее подорожание отразилось на спросе на промышленные и сельскохозяйственные товары. Например, нефть оказала влияние на природный газ, и рост цен на него привел к подорожанию удобрений для АПК.

 

На самом деле 27% скачков цен на хлеб с мая 2006 года можно объяснить неожиданными изменениями мирового спроса.

 

Оставшиеся 73% колебаний объясняются сочетанием "шоков предложения", засухами, наводнениями и действиями властей.

 

Это означает, что политические опасения по поводу возможного массового голода должны быть связаны с ростом реальных цен на культуры, выращенные фермерами, а не с ростом розничных цен или непомерными аппетитами торговцев и нефтяников.

 

Финмаркет