Как выяснили американские экономисты, из-за того, что люди получают в сезон праздников покупают и получают в виде подарков ненужные вещи, американское общество ежегодно теряет миллиарды долларов. Но нематериальную ценность подарка как знака внимания при этом не учитывалась
Рождество и Новый год принято считать одним из самых выгодных сезонов для экономики. Так, в США ритейлеры делают 25% своих годовых продаж и 60% прибыли в декабре.
Однако, среди экономистов есть свои "гринчи", которые делают попытки "украсть Рождество", а точнее выставить его перед всеми невыгодным мероприятием.
Самое популярное исследование о вреде зимних праздников было сделано еще в 1993 году. Профессор Йельского университета Джоэл Волдфогель опубликовал работу, в которой утверждается, что рождественские и новогодние подарки - это пустая трата ресурсов.
Доходность подарков
Подарить желанный подарок - это настоящее искусство, которое многим оказывается не под силу. Ежегодно миллионы людей получают бесполезные вещи. Галстуки дурацких расцветок годами лежат нераспакованными на самых верхних полках шкафов, книги популярных в уходящем году авторов остаются непрочитанными, а уродливые чайники передариваются соседям в следующем году. Все это приводит к падению благосостояния граждан в целом (покупка ненужных вещей за реальные деньги и получение взамен других ненужных вещей).
Чтобы вычислить величину этого падения, Волдфогель провел необычный эксперимент. Экономиста интересовал разрыв между реальной стоимостью подарков и тем, во сколько их оценивают получатели. Поэтому он попросил 86 студентов старших курсов сказать, сколько, по их мнению, стоили полученные на Рождество подарки и сколько они сами готовы были бы за них заплатить. Друзья и родственники студентов были бы опечалены, узнай они результаты этого опроса.
- По оценкам студентов их подарки в среднем стоили $438, но сами они готовы были заплатить за них всего $313.
- Таким образом, средняя доходность подарков по оценке получателя составляет около 87%, так в процессе дарения вещи теряют около 13% от своей стоимости.
- Если же из выборки исключить подарочные сертификаты и просто наличные, то средняя доходность упадет до 83,9%.
- Если эктраполировать эти результаты, то получается, что около 13% расходов на новогодние и рождественские подарки превращаются в бесполезно потраченные деньги. А это значит, что на эти же 13% падает благосостояние общества. Ведь если бы человек сам тратил сумму, эквивалентную стоимости своих подарков, он смог бы купить то, что ему действительно нужно, не обесценивая вещь.
- Если верить выводам Волдфогеля, то совокупный убыток общества из-за Рождества огромен. Так, в 1993 году в США дарители потратили на подарки $40 млрд, и $ 4 млрд из этой суммы были «потеряны» в промежуток между покупкой новогодних сувениров и их вручением.
Лучший подарок - наличные
Деньги действительно являются самым эффективным подарком, поскольку в процессе дарения они не обесцениваются.
Интересно, что чаще всего деньги дарят пожилые граждане. Видимо, многие бабушки и дедушки знают, что если предпочтения человека неизвестны, лучше дарить самый «гибкий» подарок, то есть наличные или подарочный сертификат.
Правда, с подарками в виде наличных все тоже не просто.
В другом эксперименте Волдфогеля, 58 студентов просили назвать сумму, которая смогла бы заменить им подарок. Она составила в среднем $509. При этом, в реальности студентам, чтобы купить нужную им вещь, было бы достаточно в среднем и $462. То есть даже при получении подарка наличными люди отчасти обесценивают его.
Сентиментальная ценность подарков
В этом году школа бизнеса Чикагского университета провела опрос экономистов. Ученых просили ответить на вопрос "является ли дарение вещественных подарков неэффективным?» Только 17% из опрошенных согласились с этим утверждением. Подавляющее большинство - 54% - не были согласны с этим утверждением. Остальные затруднились с ответом.
Когда исследователи стали задавать дополнительные вопросы, оказалось, что противники дарения денег на самом деле согласны с Волдфогелем.
Так, профессор Принстонского университета Ангус Дитон заявил, что выводы Волдфогеля не лишены смысла.
Однако, его исследование не учитывает одной важной вещи. У подарков от друзей и родственников есть нематериальная ценность, которую пока не может посчитать ни один экономист. Именно эта ценность превращает бесполезные и бесплатные с экономической точки зрения вещи, вроде сделанной своей руками открытки, в бесценные.
Поэтому, очевидно, что даже несмотря на потерю благосостояния люди не перестанут дарить.
Финмаркет