Кредиты и гранты как форма межгосударственной помощи используются еще с V века до нашей эры, когда египетский фараон субсидировал Афины поставками бесплатного зерна. Впоследствии формы сотрудничества стран менялись, но в ней всегда было больше политики, чем экономики. В то же время и экономические интересы участников тоже принимаются во внимание: например, на предоставленные кредиты могут делаться заказы товаров и услуг в стране-доноре. Кредиторами и грантодателями, как правило, являются крупные и/или богатые страны с большим объемом ВВП.
США
Наиболее крупным кредитором на уровне правительства в последние лет 100 являются США. Во время Первой мировой войны Вашингтон щедро кредитовал европейских союзников (значительную часть денег вернуть, к слову, так и не удалось). После Второй мировой американцы предложили Европе план Маршалла, нацеленный на восстановление разрушенной экономики. Объем программы был колоссальным, составив 12,7 миллиарда долларов.
Масштаб этой программы лучше всего оценить в доле от ВВП США, которая составила примерно 5,5 процента. Если бы американцы захотели развернуть что-то подобное сейчас, им пришлось бы раскошелиться на триллион долларов. Таким образом, можно смело утверждать, что с поправкой на время и цены план Маршалла был крупнейшей линией межгосударственных кредитов и грантов в истории. Большую часть средств получили Великобритания и Франция, но и другим государствам перепала своя доля — как победителям, так и побежденным.
По итогам Второй мировой США стали сверхдержавой и у них появились интересы во всех уголках мира. Соответственно, программы всевозможной помощи, пусть и не столь существенной, стали расширять свою географию. Кредиты, а также безвозвратные гранты перечисляются по множеству линий, но ключевой организацией, осуществляющей помощь зарубежным странам, стало учрежденное в 1961 году Агентство по международному развитию (USAID). В 2012 году объем помощи по этой программе составил 43 процента от общей суммы в 31 миллиард долларов. Вторым крупнейшим донором стал Госдепартамент, на который пришлось 30 процентов. 9 процентов средств предоставило Министерство финансов, остальное пришлось на Министерства здравоохранения, энергетики, сельского хозяйства и другие правительственные ведомства.
Кроме гражданской помощи, существует еще и военная. Ее в 2012 году было оказано на 24 миллиарда долларов. Она заключается в поддержке ключевых союзников, как правило, с условием, что выделенные средства будут потрачены в США. Интересно, что наиболее важные реципиенты гражданской и военной поддержки в основном совпадают, за исключением одной страны — Израиля. Экономическая помощь еврейскому государству в позапрошлом году составила 25 миллионов долларов, тогда как военная превысила 6 миллиардов. В пятерку крупнейших реципиентов всей помощи входят, помимо Израиля, Афганистан (почти 13 миллиардов долларов), Ирак (2,8 миллиарда), Египет (2,7 миллиарда) и Иордания (1,4 миллиарда).
Любопытно, что в списке реципиентов находятся также Россия и Украина. Помощь России составляет около 440 миллионов долларов, Украине — 282 миллиона. В масштабах экономик этих стран, особенно РФ, объемы практически незаметные. На душу населения приходится 3 и 6 долларов соответственно. По этому показателю опять же лидируют Израиль (800 долларов) и Афганистан (420 долларов).
Всего с 1946 по 2012 год США истратили на помощь зарубежным странам более 670 миллиардов долларов. Из них примерно 10 процентов приходится на возвратные кредиты, остальное составляют гранты. Данная сумма не учитывает изменения покупательной способности доллара со временем — в постоянных ценах она была бы в несколько раз больше. В любом случае, США были и остаются одним из главных государств-доноров на планете.
Такая политика неоднократно вызывала критику среди самих американцев. Так, еще в 1986 году авторитетный консервативный Институт Катона писал, что большая часть помощи, особенно в развивающихся странах, в лучшем случае уходит на бессмысленные дорогостоящие проекты, а в худшем на содержание коррумпированной бюрократии. В фонде прошлись и по плану Маршалла, заявив, что экономика Европы и без него бы восстановилась, а в таком виде она лишь помогла зафиксировать в европейских странах государственный контроль над экономикой.
Китай
Китай долгое время сам был реципиентом иностранной помощи. После десятилетий гражданской войны, японской оккупации и маоизма самая многолюдная страна в мире была и одной из самых бедных, уступая даже некоторым постколониальным государствам Черной Африки. Однако «китайское экономическое чудо» изменило расстановку сил: растущему Китаю потребовались ресурсы и рынки сбыта, а, следовательно и политические интересы почти по всему миру. Сейчас Китай на уровне государства или государственных компаний выделяет кредиты и невозвратные гранты 93 странам.
По данным Rand Corporation, в 2001 году весь объем обещанной зарубежным партнерам помощи из Китая составил 1,7 миллиарда долларов. Спустя десятилетие эта цифра достигла 190 миллиардов долларов. Непосредственно выделенные средства в 2011 году составили куда меньше — всего 20 миллиардов долларов, но и такая сумма впечатляет. Всего за 10 лет объем обещанной помощи составил около 800 миллиардов долларов, предоставленной — свыше 70 миллиардов. Разница объясняется тем, что подготовка проектов, в которых участвуют китайцы, занимает в среднем шесть лет.
Среди регионов-реципиентов первое место занимает Латинская Америка, за ней следуют Африка, Ближний Восток, Южная Азия и Восточная Европа. Самым крупным получателем помощи является Пакистан (89 миллиардов долларов). Среди целей, на которые выделяются деньги, доминирует добыча и переработка природных ресурсов (42 процента), за ними идут инфраструктурные проекты (40 процентов) и гуманитарная помощь (18 процентов). Вся помощь делится на концессионные займы, беспроцентные ссуды и прямые невозвратные гранты. Первая категория обслуживается государственными банками, остальные две проходят непосредственно через бюджет КНР.
Подавляющее большинство реципиентов китайской помощи не способны занимать средства на открытом рынке. При этом средняя ставка по концессионным займам составляет всего 2,3 процента годовых, что существенно ниже, чем у стабилизационных кредитов МВФ.
Впрочем, китайцы обычно обставляют свою помощь довольно жесткими условиями. Традиционно КНР не вмешивается в политику, однако стремится, чтобы деньги пошли по назначению. Кроме того, Пекин заботится о своем производителе: в большинстве случаев получатель помощи должен не менее 50 процентов от ее объема потратить на китайские товары и услуги.
Крупнейшими по объемам кредитами стали выделенные Китайским банком развития займы Венесуэле (12 миллиардов долларов) и Бразилии (10 миллиардов долларов). В обоих случаях речь шла о разработке нефтяных месторождений. Стоит также отметить списание иракских долгов, которые превышали 12 миллиардов долларов. В обмен Китай получил возможность участвовать в добыче иракской нефти на наиболее интересных с точки зрения перспектив развития месторождениях.
Cаудовская Аравия
Крупнейшая из арабских нефтяных монархий, Саудовская Аравия развернула свою программу помощи иностранным государствам в 70-е годы после резкого повышения мировых цен на нефть, инспирированного ОПЕК в связи с арабо-израильской войной 1973 года. С тех пор на эти цели было выделено более 70 миллиардов долларов. Саудовцы оказывают помощь из своих нефтяных сверхприбылей в первую очередь арабским странам, но не только — в орбиту попадают и другие мусульманские государства.
Последним крупным обязательством, которая взяла на себя страна, стала помощь охваченному революционными волнениями Египту. Сумма составила 5 миллиардов долларов. Что характерно, саудовцы взялись помогать египтянам только после того как военные свергли президента Мохаммеда Мурси, представлявшего интересы «Братьев-мусульман». До этого Эр-Рияд был достаточно глух к просьбам со стороны Каира.
Россия
СССР по объему вливаний в союзников, конечно, несколько уступал США, но в целом до своего распада оставался вторым по масштабам кредитором в мире. В общей сложности Советский Союз выделил более 100 миллиардов кредитной помощи, не считая безвозмездных грантов, объем которых посчитать затруднительно. Если включить в эту сумму непрямое субсидирование иностранных экономик через закупку товаров по заниженным ценам (например, кубинского сахара), то сумма увеличится кардинально.
Большая часть заемщиков СССР относилась к странам «третьего мира». Многие из них в 1990-2000-е годы оказались в довольно остром кризисе, некоторые пережили иностранные вторжения и гражданские войны. Платить по долгам одни не могли физически, другие не проявляли особого желания. При этом механизма взыскания зачастую не существовало. Немалую роль сыграло и желание российского руководства произвести хорошее впечатление на бывших союзников.
В результате Москва заплатила почти по всем собственным внешним долгам, тогда как из дебиторской задолженности удалось получить назад очень небольшую часть. В последние 10 лет РФ списала более 80 миллиардов долларов долга таким странам как Афганистан, Ливия, Ирак, Монголия, КНДР, Никарагуа. Отметим, что по крайней мере некоторые из них были вполне платежеспособными. В обмен Москва получила некоторые экономические преференции (например, месторождения в Ираке и Алжире), но оценить выгоду от них можно будет только в далеком будущем.
В 2000-е годы, на фоне постепенного укрепления российской экономики и увеличения валютных резервов за счет нефтегазового экспорта, у страны вновь появилась возможность оказывать помощь иностранным государствам. Пока речь идет о сравнительно небольших суммах, исчисляемых сотнями миллионов, максимум миллиардами долларов. Так, Киргизия за последние 6 лет получила в общей сложности более 2 миллиардов. Более 4 миллиардов было предоставлено Белоруссии, а совсем недавно Москва выдала 3 миллиарда Украине. Это был лишь первый транш из кредитной линии на 15 миллиардов, но недавняя революция в Киеве, видимо, вынудит от этих планов отказаться.
Как правило, российская помощь направлена на страны бывшего СССР. Тем не менее, есть примечательные исключения, в частности, Сербия, которая получила от РФ 1,3 миллиарда долларов. Россия также вела переговоры о займе Кипру и даже Исландии в разгар кризиса 2008 года. Эти деньги, однако, так и не понадобились — островные государства нашли другие источники финансирования.
Говоря о межгосударственных кредитах, нельзя не упомянуть мировой рынок государственных облигаций, на котором крутятся десятки триллионов долларов. Россия, к примеру, держит около 100 миллиардов долларов в государственных обязательствах США, а Китай и Япония вместе — около 2 триллионов долларов. Впрочем, заимствования на открытом рынке едва ли можно воспринимать как «помощь», поскольку это в первую очередь инвестиционный инструмент.
Дмитрий Мигунов