В современной экономике, на долю торговли приходится от 40 до 70% от общей прибыли. В странах ЕС, в США и Канаде, а также в ряде других стран используются различные методы регуляторной политики государства в торговой сфере. От установления ценовых коридоров на продукты питания, до мер таможенной и лицензионной защиты внутреннего рынка. 

В постсоветских странах, на первом этапе рыночных реформ, регулирование предпринимательства, в сфере розничной торговли, характеризовалось низкой степенью    вмешательства со стороны. И время показало ошибочность такого подхода.

 

Данное обстоятельство, наряду с другими факторами привело к снижению продовольственной безопасности страны. В настоящее время, после февральской девальвации, мы наблюдаем попытки административным путём, по существу, при полном отсутствии институционального механизма регулирования цен, сдерживать их рост. А ведь воздействие проведённой девальвации тенге, на цены продовольствия, мог быть совсем иным, если бы он (регуляторной механизма регулирования цен) был выстроен до неё. На деле выяснилось, что использование девальвации, как метода стабилизации и защиты национальной экономики, широко применяемый приём многих стран, но при этом необходимо выстраивать эффективную систему регулирования цен. Нам необходимо ещё научиться, как проводить социально-ориентированные девальвации.

 

При неспособности  органов власти,  влиять  на долю  отечественных товаров, в объеме реализации, и при снижающихся налоговых доходах от торговли, в республиканский бюджет это не так просто.

 

Существующая регуляторная политика в сфере торговли, привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов. Для самой торговли, потребителей и государства. Так, например, отсутствие жёсткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой, привело к возникновению высоких входных барьеров, на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов, и отсутствию развитой инфраструктуры.

 

 Все мы помним, с каким множеством барьеров столкнулись казахстанские предприниматели, в попытках выйти на российские рынки, в первый год функционирования Таможенного союза.

 

Для потребителей основным положительным фактором стало существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили повысить качество обслуживания.

 

      Отраслевая специфика конкуренции в розничной торговле состоит в том, что конкурируют между собой не только отдельные независимые участники рынка, но и их совокупности – не связанные экономически и организационно группы предприятий,  занимающие сходные ры­ночные ниши и использующие одинаковую устойчивую организационную форму (торговый формат).

 

Существенной чертой современных международных экономических отношений является процесс розничной глобализации, который тесным образом связан с концентрацией и транснационализацией торгового капитала. Одним из эффективных методов управления таким капиталом являются сетевые технологии.

 

Понятие «сеть магазинов» включает следующие признаки: а) на­личие группы магазинов, аналогичных по формату или по сфере дея­тельности, б) их нахождение в единой собственности и под общим управлением, в) осуществление в них централизованной доставки товаров (через распределительный центр, дистрибьюторов или на­прямую от производителей).

 

Сети определяют также как: 1) группу похожих (по формату или сфере деятельности) магазинов; б) нахождение магазинов в единой собственности и под централизованным кон­тролем управления; в) существование централизованной системы доставки товаров (распре­делительного центра, товарных складов или прямых поставок производителями

 

В мировой экономике торговые сети получили массовое распро­странение в первой половине XX века. Согласно оценкам Пола Нистрома, уже на начальном этапе своей экспансии — в 1928 г. — розничные сети контролировали 15% оборота розничной торговли США. Ана­лизируя мировой успех розничных сетей, многие авторы, в частности, Ф. Рассел, Р. Лайенс, С. Фликингер, приходят к заключению, что эти сети есть олицетворение массовой системы дистрибуции. Ее «успех обусловлен тем же, чем вызван успех массового производства» — эко­номией на масштабе, стандартизацией и сведением всех процессов к элементарным, простейшим, формам. Массовое производство и дистрибуция — это применение рациональных, научно обоснован­ных методов ко всем без исключения элементам систем организации бизнеса

 

В общественном созна­нии розничные сети прочно ассоциируются с новыми форматами магазинов: гипермаркетом, супермаркетом, дискаунтером и др.

 В этой связи важно отметить, что родоначальником так называемых современных торговых форматов стал супермаркет.

 

М. Зиммерман в своей работе «Супермаркет и изменение структуры розничной торговли» исследует вопрос: почему в начале XX в. сети сделали ставку на супермаркет, а не на альтернативные ему организацион­ные формы торговли?

 

Супермаркет возник задолго до массового распространения сетей в их сегодняшнем понимании. Его отличительными характеристика­ми являются система самообслуживания и тяготеющий к универсаль­ному ассортимент товаров и услуг (именно они и составляют родовые свойства «новых» торговых форматов). По сравнению с другими спо­собами ведения торговли супермаркет, - считает Зиммерман, - боль­ше всего соответствует стандартам массового производства и массовой дистрибуции.

 

В погоне за минимизацией издержек предприниматели, используя эту форму торговли, могли избавиться от всех ненужных проявлений роскоши (в том числе экономить на обслуживании) и удо­влетворять насущные потребности потребителей по беспрецедентно низким ценам. Таким образом, изначально, супермаркет, обеспечивая экономию постоянных и переменных затрат, привлекал массового покупателя более низкими ценами реализации товаров, по сравнению с другими способами торговли.


 Почему же спустя годы, возникшие в России и в Казахстане, сетевые магазины, так радикально трансформировали цели своей ценовой политики? В сторону их необоснованного повышения. Ниже мы постараемся ответить на данный вопрос, а пока рассмотрим эволюцию торговых форматов в развитых странах.

 

С момента появления супермакетов прошло немало лет, и сегодня помимо них, существует огромное множество разнообразных форма­тов магазинов, среди которых: дискаунтер, гипермаркет, «магазин у дома» (convenience store), гастрономический бутик, «кэш энд керри» (cash & carry), семейный магазин (pop-and-mom), магазин катего­рии «убийцы» (big-box killers), и т.д. Единственное их отличие от так называемых традиционных магазинов состоит в ключевом для них принципе ведения торговли — самообслуживании.

 

Известно, что степень доминирования сетевой формы торговли и тех или иных форматов магазинов в разных обществах варьируется во времени и пространстве. Это варьирование обусловлено множе­ством факторов: культурными, социальными и институциональны­ми (см. табл. 1)

 

Например, в Германии, где поведение покупателей характеризуется аскетичностью и экономической расчетливостью, доминируют магазины сниженных цен, в Италии — стране, в ко­торой культивируется социальное общение, — преобладают супер­маркеты, ориентированные на качество обслуживания, и независи­мые магазины.

 

В целях расширения своего бизнеса и получения экономии от масштаба деятельности в розничной торговле сетевые операторы выходят на зарубежные рынки. Так, по мнению экспертов компании ACNielsen, продажи за пределами родных стран в перспективе будут занимать все большую долю в общем объеме продаж крупнейших международных торговых сетей. За прошедшее десятилетие западные сети, например, начали доминировать в торговле продуктами питания и напитками на рынках Центральной и Восточной Европы, расширять свое присутствие на азиатских и латиноамериканских рынках. В этих странах степень концентрации розничной торговли постоянно растет.

 

Таблица 1 - Торговые форматы, преобладающие на рынках стран Западной Европы

Франция

Великобритания

Испания

Германия

Италия

высокий

гипермаркет

гигантский

универсам

гипермаркет

жесткий

дискаунтер

супермаркет,

независимый

магазин

средний

супермаркет

жесткий

дискаунтер

супермаркет,

независимый

магазин

супермаркет

низкий

жесткий

дискаунтер,

гигантский

универсам

гипермаркет

жесткий

дискаунтер

гигантский

универсам

гипермаркет,

жесткий

дискаунтер

 

В то же время следует отметить, что влияние глобальных торговых сетей на экономику принимающих стран воспринимается учеными неоднозначно. Как показывают зарубежные исследования, с одной стороны, появление зарубежного ритейла, который работает по самым современным стандартам, способствует привлечению в страну новых технологий в области торговли.

 

С другой стороны, вхождение крупных зарубежных сетевых структур на потребительский рынок страны создает мощную конкуренцию местным национальным компаниям и предприятиям, вытесняя их с внутреннего рынка принимающей страны и не давая развиваться. Нередки случаи скупки местных предприятий не для реорганизации, а для свертывания производства, особенно в слабо- и среднеразвитых странах.

 

Существует множество примеров того, как целые отрасли экономик стран Восточной Европы не выдерживали конкурентной борьбы со стороны зарубежных ТНК.

 

В настоящее время в Казахстане поставлена задача создания благоприятных условий для сбыта отечественной продукции пищевой промышленности. Для её реализации, будут созданы условия развития деятельности торговых сетей современного формата. При этом намечено широкое использование мер государственной поддержки.

 

Жизнь заставила нас приступить к  поиску путей повышения эффективности регуляторной политики государства, в торговой сфере. Это особенно актуально, перед предстоящим скором вступлении Казахстана в ВТО.

 

Сурвила Элигиюс, докторант МАБ