В последнее время на рынке бытует мнение, что глава Банка Англии Марк Карни может начать повышение ставок уже осенью, а весной к нему может присоединиться и председатель Федеральной резервной системы (ФРС) США Джанет Йеллен. В целом намерения банкиров вполне ясны: темпы роста обеих экономики являются довольно разумными, новые рабочие места постепенно создаются, цены на жилую недвижимость повышаются. Однако рынкам пока слишком рано "ставить" на повышение ставок, поскольку есть как минимум 5 рисков, которые могут помешать реализации ожидаемого ужесточения денежной политики в данных странах.

РИСК №1. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Российско-украинская ситуация по-прежнему остается довольно напряженной, а Ирак стоит на пороге гражданской войны с риском втянуть Турцию и Иран в более масштабный региональный конфликт. Кроме того, всегда есть риск небольших войн в нестабильных государствах, а небольшие войны, как известно, всегда могут перерасти в большую. Любой признак развития такого сценария приведет к спаду в мировой экономике, а в таком случае никакой речи о повышении ставок идти не может.

РИСК №2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДЕФЛЯЦИИ

Если есть риск распространения инфляции, то почему с дефляцией должно быть иначе? Еврозона, которая остается крупнейшим в мире экономическим блоком, неизбежно скатывается к тенденции снижения потребительских цен. Последние данные, опубликованные в понедельник, свидетельствуют о темпах инфляции в регионе на отметке 0,5%, что значительно ниже целевого показателя. В Греции, в Португалии и на Кипре зафиксировано снижение цен.

Европа является крупным экспортером, и если цены в регионе будут падать, то они начнут снижаться и в других странах. В Великобритании инфляция ниже целевого показателя, и США на этом фоне также не смогут остаться незатронутыми. А при дефляции ни один центробанк не будет повышать ставки.

РИСК №3. ПАДЕНИЕ ФОНДОВЫХ РЫНКОВ

Можно днями напролет спорить, переоценены сейчас рынки или это просто начало долгосрочного "бычьего" тренда, но на самом деле никто точно этого не знает. Точно пока понятно одно: пока рынок растет, но это не означает, что впереди его не ждет коррекция на 20-30%. А ведь риск такого развития событий вполне сопоставим с вероятностью грозы среди ясного летнего дня. Если же рынки резко рухнут, тогда более чем возможно, что центробанки отложат повышение ставок до возвращения спокойствия.

РИСК №4. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС

Никто обычно не уделяет особого внимания Болгарии по той простой причине, что страна не играет слишком большой роли в мировой экономике. Однако ситуация в банковском секторе страны напомнила, что финансовая система по-прежнему уязвима к шоковым ситуациям, как и в 2007-2008 гг., пусть и в меньшей степени. Сейчас объемы долговой нагрузки многих кредитных институтов постепенно возвращаются к докризисным отметкам, как и состояние рынков облигаций в периферийных странах Европы. Пять лет ставок, близких к нулю, снова привели инвесторов к высокорискованным рынкам в поисках лучшей доходности. Из вышесказанного можно сделать вывод, что если крупный банк, финансовая компания или хедж-фонд рухнет, как в 2008 г. Lehman Brothers, то вероятность повышения процентных ставок будет равна вероятности победы Алжира в чемпионате мира по футболу.

РИСК №5. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ИЛИ США

В Великобритании коалиционное правительство спокойно может распасться к выборам в 2015 г. Опять же никто не говорит, что это обязательно произойдет, но вероятность есть всегда. А это означает, что планы Марка Карни по повышению ставок могут быть нарушены. В США политическая ситуация сейчас довольно стабильная, но сюрпризы еще никто не отменял.

Таким образом, никто - ни аналитики, ни Марк Карни, ни Джанет Йеллен - не знает, что будет в мире этой осенью или грядущей весной. Главы центробанков могут планировать повышение ставок, только основываясь на предположении, что ситуация будет примерно такой же как сейчас.

Конечно, однажды ставки все-таки будут повышены, но произойдет это именно тогда, когда того потребуют обстоятельства. А говорить сейчас о планах повышения ставок через 6-9 месяцев не совсем правильно, ведь слишком много всего может произойти за это время.