Действительно ли одни премьер-министры работают более эффективно, чем другие? Проверить эту гипотезу взялся Центр исследований прикладной экономики (ЦИПЭ), который проанализировал, как макроэкономические показатели изменялись с течением времени при разных составах кабинетов министров в Казахстане.
За 28 лет в Казахстане было 11 премьер-министров. Для наиболее объективного анализа их эффективности ЦИПЭ использовал официальные данные сайтов stat.gov.kz и nationalbank.kz, но поскольку за первые годы независимости их оказалось недостаточно, оценивать работу кабинетов министров Сергея Терещенко и Акежана Кажегельдина не представилось возможным. Аналитики также не стали включать в исследование Аскара Мамина в силу недостаточного срока его премьерства (всего два месяца).
Понятно, что различные составы кабинетов министров функционировали как при благоприятных, так и при негативных внешнеэкономических и геополитических условиях, поэтому при оценке их эффективности учитывалась динамика экзогенных (внешних) факторов, на которые воздействие правительства весьма ограничено. «Нами показана динамика экономического роста, уровня инфляции в Казахстане и курса доллара США к тенге за период с 4 квартала 1997 года по 4 квартал 2018 года. Разные кабинеты министров были по-разному успешны, но наибольшие средние темпы роста экономики были при Касым-Жомарте Токаеве, Имангали Тасмагамбетове и Даниале Ахметове», - резюмировали авторы исследования.
Так, по их данным, в первой половине периода руководства кабинетом министров Нурлана Балгимбаева наблюдалось ускорение роста ВВП с 1.5% до 8.6%. Позже на фоне последствий азиатского и российского кризисов в Казахстане произошло падение реального ВВП на 6.3% - это был сильнейший спад конца 1990-х годов. Именно на этот сложный трансформационный период пришлось премьерство Касым-Жомарта Токаева, но его кабмину удалось добиться ускорения экономического роста до 13.7% (наивысший пик за годы независимости).
При Имангали Тасмагамбетове и Даниале Ахметове темпы экономического роста замедлились до уровней 8.5%-10.1%. Особенно тяжело пришлось кабинету министров Карима Масимова (первый мандат), который совпал с началом мирового экономического кризиса и проблемами в банковской системе страны. В результате рост ВВП (10.8% на начало 2007 года) сменился падением в 2.4% (2 квартал 2009 года), но впоследствии восстановился до 7.3%. При Серике Ахметове он снова замедлился до 5.4%.
Второй мандат Карима Масимова сопровождался усилением геополитической конфронтации России со странами Запада, падением цен на сырьевые товары и существенным ослаблением валют развивающихся стран. За этот период времени рост экономики Казахстана замедлился с 3.9% до 0.1%. Однако с приходом кабинета министров Бахытжана Сагинтаева он акселерировал с 0.5% до 4.1%.
Как поясняют аналитики ЦИПИ, результаты замедления роста экономики Казахстана, а также различные локальные и глобальные экономические кризисы отражались и на курсе национальной валюты. Периоды ослабления тенге выпадают как раз на периоды экономической нестабильности. Все это в свою очередь имеет прямую связь с уровнем инфляции, так как покупательская способность была наиболее подорвана в эти же временные отрезки, что хорошо видно на двух ниже приведенных рисунках.
Вывод: Как показывают результаты исследования, без учета внешних факторов, которые могли повлиять как на увеличение, так и на снижение экономической активности в Казахстане, кабинеты министров под руководством Касым-Жомарта Токаева, Имангали Тасмагамбетова и Даниала Ахметова оказали наиболее положительное влияние на рост ВВП Казахстана. Конечно, стоит отметить и другие внешние геополитические условия, которые обуславливали эффективность того или иного управления правительством. К примеру, несмотря на низкие показатели эффективности недавних составов правительств, они работали в более неблагоприятных условиях развития мировой экономики, в период низких цен на энергоресурсы и большего политического противостояния.