В банковском секторе Казахстана продолжается консолидация. Сколько финансовых институтов останется на рынке?
Курс на слияния и поглощения в банковском секторе задал первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в 2017, сказав на заседании правительства: «Пусть объединяются. Акционеры ставят свои деньги, если хотят сохранить свои банки. Другого способа нет. Они не нужны экономике – значит, не имеют права на жизнь».
В 2018 казахстанские банки пережили масштабную кампанию по оздоровлению, слиянию и поглощению. Лицензии лишились Delta Bank, Эксимбанк, Банк Астаны и Qazaq Banki. Банк RBK избавился от проблемных активов и был докапитализирован. Цеснабанк, столкнувшийся с оттоком депозитов, также прошёл через процедуру оздоровления, был продан и переименован в АО «First Heartland Jýsan Bank». Завершилось присоединение Qazkom к Halyk. AsiaCredit Bank и Capital Bank сообщили о планируемом присоединении к Tengri Bank. Эксперты уверены, что это - не последняя сделка.
Системе не нужно столько банков
Руководитель аналитического отдела FXPrimus Арман Бейсембаев говорит, что банковский сектор Казахстана до сих пор держится на госпомощи и без неё может «ужаться» вдвое.
- Если процесс предоставления ликвидности со стороны государства закончится, мы увидим банкротства, - прогнозирует эксперт.
По его словам, государство не допустит проблем в топ-5 или топ-10 системообразующих банков - тех, к которым можно отнести термин toо big to fail – «слишком большие, чтобы обанкротиться». Остальным придётся потесниться.
- Банки, которые существуют на рынке, не выполняли своей роли в системе. Обычно банки кредитуют экономику, дают деньги, создаётся добавочная стоимость, за счёт которой возвращаются кредиты. У нас этого нет. У нас все банки были построены за счёт того, что распределялась нефтяная рента. А она сжимается. Системе не нужно столько банков, - пояснил он.
По словам Армана Бейсембаева, высокая доля государства в экономике отражается и на банковском секторе. Практически любой банк, который претендует на лидирующие позиции, зависит от денег госсектора и участвует в правительственных программах.
- Для примера есть три банка, которые ушли с рынка: Астана, Эксимбанк и Qazaq Banki. У них проблемы начались с того, что оттуда «выдернули» государственные деньги. Оттуда начали уходить квазигосударственные компании, «Самрук», агрокомплексы, ЕНПФ - у них была подавляющая доля в составе капитала банков. Как только эти деньги «выдернули», банки оказались на грани краха. У нас ни один банк, пожалуй, кроме Kaspi, не является независимым, все зависят от государственных денег. Если государство решит: вот этот банк надо обанкротить, оно может это сделать по щелчку пальцев.
Хороший заёмщик – редкий зверь
- Мы возвращаемся к опыту Советского Союза, когда был один банк для населения и один - для промышленности, - сыронизировал экономист Асет Наурызбаев.
Он сравнивает рынок с самолётом, который управляется вручную и летит туда, куда в данный момент направлен взгляд Нацбанка.
- Будет взгляд направлен на автомобильную отрасль, туда пойдёт финансирование, - пояснил он.
По словам Асета Наурызбаева, небольшим финансовым институтам сейчас трудно выдерживать конкуренцию: мешают высокие процентные ставки, избыток коротких денег и нехватка длинных. Банки пытаются справиться с ухудшением качества кредитного портфеля:
- Ситуация с регуляторными ограничениями такова, что банкам невыгодно кредитовать. Физлиц ещё более-менее кредитуют. А среди бизнеса хороший заёмщик сейчас – редкий зверь. Ещё одна проблема – база фондирования. Длинных денег в стране мало, в условиях ненадёжности тенге люди переходят в твёрдую валюту, а в ней невыгодно кредитоваться. Да, наверное, рынок будет какое-то время сужаться, - сказал Асет Наурызбаев.
Он добавил, что с рынка должны уходить не «маленькие», а «слабые» банки, независимо от их размеров.
- Сейчас люди выбирают банк в зависимости от размера. Он слишком большой, чтобы умереть? Значит, его спасут. Вот до чего довела практика спасания больших банков. Я за то, чтобы с рынка уходили слабые банки, - подытожил он.
Стакан наполовину полон, наполовину - пуст
По данным Fitch Ratings, объёмы предоставленной банкам госпомощи в период с 2017 по 1 квартал 2019 составили свыше 5,3 трлн тенге ($13,9 млрд – это 8,8% от ВВП Казахстана за 2018). Несмотря на это, проблемы с активами есть у половины сектора.
«Половина сектора (по объёму кредитного портфеля) – это более устойчивые финансовые организации и/или банки в иностранной собственности. (...) Другая половина представлена банками меньшего размера и/или более слабыми финансовыми организациями, в том числе несколькими банками с очень значительными объёмами проблемных активов, унаследованных с предыдущих периодов», - говорится в апрельском отчёте о состоянии банковской системы Казахстана.
- Рынок должен укрупняться. Почти 9% от ВВП уже потрачено. Но объём «красной зоны», то есть банков, у которых высокий объём проблемных активов на балансе, составляет ещё где-то 7% от ВВП. В полной мере это должна быть чистка или частично, в какие сроки, это уже вопрос к Нацбанку, - пояснил Forbes.kz директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings Дмитрий Васильев.
Источник: Forbes.kz