Всё, что имеет тенденцию меняться, меняется к худшему «Банковская тайна прекращает свое существование» - провозгласил этим летом официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития.

 

Как сказал бы Мерфи, если бы занимался бизнесом и следил за развитием совместных инициатив Большой Двадцатки и ОЭСР с 2009 года, пока что «все, что имеет тенденцию меняться, меняется к худшему». Ждем, что принесет нам сентябрь - следующая встреча министров финансов G20 и опубликование завершающего пакета документов по вопросам раскрытия банковской информации.

Первая цитата - слова главы Центра налоговой политики ОЭСР Паскаля Сен-Амана, произнесенные 6 мая после подписания в Париже на сессии Совета ОЭСР «Декларации о введении системы автоматического обмена информацией для целей налогобложения». Декларация подписана 47 странами (практически всеми важнейшими странами мира, и Латвией кстати тоже) - министры взяли на себя обязательства включить в законодательство своих стран глобальный «Стандарт автоматического обмена финансовой информацией», который был подготовлен ОЭСР по заказу G20 ранее в феврале этого года. В сентябре же ОЭСР предоставит детальные комментарии к этому Стандарту и технические решения, необходимые для обеспечения обмена.

Think global - go offshore

Стандарт автоматического обмена информацией обязывает банки автоматически на ежегодной основе передавать данные об инвестиционных доходах и остатках по счетам своих клиентов в их налоговую администрацию. Не подлежит передаче информация о счетах юридических лиц с остатком менее 250 000 долларов. Однако Стандарт требует игнорировать оболочные компании и другие структуры типа трастов, фондов и прочее, и для обеспечения обмена информацией выявлять их фактических бенефициарных владельцев.

Глобализация легко позволяет налогоплательщикам размещать активы и бизнес за границей, в том числе с целью минимизации расходов на налоги. После разразившегося в 2008-м всемирного кризиса и фискального коллапса этот факт гораздо сильнее, чем раньше стал раздражать правительства крупнейших мировых стран. Потребовалось несколько лет - и они нашли способ наполнения своих бюджетов и вовлечения в этот процесс и развивающихся стран.

Глобальный стандарт автоматического обмена предполагает выявление всех иностранных активов налогоплательщика и возвращение их под налогообложение его страны (насколько это позволяет правовое поле конечно, которое однако ужесточается). И если научились не пытаться использовать личные счета за границей для ухода от налогобложения уже практически все, то не все поняли, что при определенных условиях и юридические лица признаются фиктивными или отождествляются с физическим лицом для целей налогообложения.

Хроника текущих событий

Для того чтобы автоматический обмен реально заработал, нужно, чтобы каждая страна, во-первых, присоединилась к «Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам», а во-вторых внесла изменения в свое национальное законодательство. Подписанной 6 мая Декларацией министры взяли на себя обязательства сделать последнее скорейшим образом.

А тем временем в июле в очередной раз обновлен список стран, присоединившихся к Конвенции о взаимной административной помощи. Теперь их 66. Причем вовлечение в обмен международных финансовых центров было специальной задачей ОЭСР - и сегодня практически все они сдали свои позиции - Люксембург, Австрия, Швейцария, Сингапур, подписали и Конвенцию, и Декларацию.

1 июля произошло еще одно знаковое событие - заработал американский аналог и предшественник Стандарта обмена ОЭСР. Втупил в силу FATCA - американский Закон «О раскрытии информации об иностранных счетах», согласно которому банки по всему миру должны раскрывать налоговой администрации США сведения о счетах, контролируемых американцами. Около 100 юрисдикций и более 80 тысяч финансовых институтов обязались предоставлять информацию. Правда 4 года прошло после принятия закона, введение его откладывалось, но и сейчас есть мнение, что в Америке не готовы к обработке информации, которая будет поступать.

На нашем же континенте до даты, на которую должны быть собраны первые данные для обмена, чуть больше года. У налогоплательщиков присоединившихся к обмену стран, которые не желают жертвовать неприкосновенностью своих личных данных, равно как и не хотят налоговых претензий в свой адрес, есть время на налаживание контактов со странами, не участвующими в обмене, на выбор активов, информация о которых не будет объектом обмена, или на поиск таких форм структурирования бизнеса и форм собственности на активы, которые либо не будут вовлечены в глобальный обмен, либо не пострадают от него.

 
 
 
Источник: imhoclub.lv