В июле отмечается 75-я годовщина подписания Бреттон-Вудского соглашения, благодаря которому были основаны Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк
За время существования МВФ его наиболее позитивной ролью стало предоставление критически важной финансовой поддержки странам, испытывавшим кризис платёжного баланса. Но эта поддержка зачастую обуславливалась спорными требованиями. В частности, из-за тех мер, принятия которых МВФ требовал от стран Латинской Америки в 1980-е и от стран Восточной Европы и Восточной Азии в 1990-е, на программах МВФ появилось клеймо, которое до сих пор провоцирует негативную реакцию.
Ещё одним ценным вкладом МВФ стала помощь в укреплении глобального макроэкономического сотрудничества. Это было особенно важно в периоды экономических бурь, в том числе в 1970-е годы после отмены Бреттон-Вудской системы фиксированных курсов, а также в 2007-2009 годах во время мирового финансового кризиса. (Кроме того, МВФ возглавил процесс демонетизации золота в 1970-х и 1980-х годах).
Тем не менее, МВФ всё чаще отводится вторичная роль в макроэкономическом сотрудничестве, которым сейчас обычно руководят неформальные объединения стран с крупнейшей экономикой – «Большая десятка», «Большая семёрка», а в последнее время «Большая двадцатка». И это несмотря на то, что МВФ оказывает совершенно незаменимую поддержку, в том числе предоставляя анализ глобальной макроэкономической ситуации. МВФ (а не только «Большие» группы стран) должен стать ведущей площадкой для международной координации макроэкономической политики.
МВФ надо похвалить и за ответственный подход к вопросу международных потоков капитала. Бреттон-Вудское соглашение обязало государства постепенно сокращать контроль за внешней торговлей и другими платежами в счёте текущих операций, но не за потоками капитала. Попытка заставить государства либерализовать счёта движения капиталов потерпела поражение в 1997. А после мирового финансового кризиса МВФ рекомендовал применять некоторые нормы регулирования счёта движения капитала в качестве «макропруденциального» инструмента для управления всплесками и спадами внешнего финансирования.
Впрочем, некоторые важные инициативы МВФ не имели такого эффекта, который должны были бы иметь. Взгляните, например, на «Специальные права заимствования» (СДР) – единственную действительно глобальную валюту, которая была создана в 1969. Хотя распределение СДР сыграло важную роль в обеспечении ликвидности и пополнении официальных резервов стран-членов МВФ во время крупных кризисов, в том числе в 2009, этот инструмент по-прежнему используется недостаточно.
Одновременно надо создавать новые кредитные инструменты. Этот процесс должен опираться на реформы, одобренные после мирового финансового кризиса. Специалисты МВФ предлагают (и то же самое в прошлом году рекомендовала Экспертная группа «Большой двадцатки» по вопросам глобального финансового управления), чтобы фонд создал механизм валютных свопов для краткосрочного кредитования во время кризисов. Центральные банки развитых стран часто договариваются о двусторонних свопах, но подобные механизмы обычно оставляют за бортом развивающиеся страны.
Наконец, некоторые инициативы МВФ оказались полностью провальными. Здесь особо следует отметить неудачу предпринятых в 2001-2003 попыток договориться о механизме урегулирования суверенных долгов, что было вызвано оппозицией США и ряда крупных развивающихся стран.
Да, в том, что касается кризисов суверенных долгов, МВФ, конечно, вносит очень важный полезный вклад, предоставляя регулярный анализ возможностей стран, находящихся в кризисе, выплачивать долги, а также советуя им реструктурировать долг, достигший неустойчивого уровня. Но механизм урегулирования госдолга по-прежнему необходим, и этот вопрос следует вернуть в повестку дня.
Наконец, МВФ нуждается в амбициозной реформе управления. Самое важное: опираясь на реформы, которые были одобрены в 2010 году, но вступили в силу лишь в 2016 году, МВФ должен добиться, чтобы квоты и голосующие права государств лучше отражали растущее влияние развивающихся стран. С этой целью МВФ следует покончить с практикой назначения директоров-распорядителей только из Европы, а Всемирный банк точно так же должен начать рассматривать кандидатуры неамериканских граждан на пост своего президента.
Уход Лагард открывает золотой шанс направить МВФ на путь, ведущий в более эффективное и инклюзивное будущее. Чтобы им воспользоваться, недостаточно просто порадоваться новому лицу во главе фонда.
Источник forbes.kz