Обрушение нефтяных котировок начало превращать в реальность самый страшный ночной кошмар крупнейших мировых нефтедобытчиков. По итогам четвертого квартала прошлого года многие из гигантов отрасли зафиксировали убытки, передает РИА Новости. На этом фоне компании наметили сокращение расходов, что, однако, не должно отразиться на доходах их акционеров.

 

С начала года свои финансовые итоги за прошедший квартал и 2014 год уже подвели американские ExxonMobil и Chevron, англо-голландская Shell, британская BP, норвежская Statoil, шведская Lundin Petroleum. В своих отчетностях эти компании отметили значительное влияние удешевления нефти и обесценивания активов. Российские компании еще не опубликовали свои результаты, поэтому насколько удешевление «черного золота» повлияло на них, нам еще предстоит оценить.

 

Так, BP по итогам последних трех месяцев прошлого года зафиксировала убыток в 4,407 миллиарда долларов против чистой прибыли в 1,042 миллиарда долларов за аналогичный период 2013 года. За квартал компания списала 3,6 миллиарда долларов, в основном в связи с обесцениванием добывающих активов на фоне снизившихся цен на нефть, переоценки резервов и других факторов. Прибыль компании за весь 2014 год упала более чем в 6 раз — до 3,78 миллиарда долларов. 


ОЦЕНКА СИТУАЦИИ

 

На этом фоне руководство британской компании не спешит строить оптимистичные планы. «Мы вошли в новый и трудный период низких цен на нефть, который продлиться в кратко — и среднесрочной перспективе», — отметил глава компании Боб Дадли. «Как вы видели, резкое падение цен на нефть и газ оказало влияние на наши показатели в сфере upstream за четвертый квартал. Тем не менее, полный эффект от падения цен будет ощутим только в первом квартале и после него», — добавил финансовый директор BP Брайан Гилвари.

 

Глава Shell Бен ван Берден при этом предупреждает, что необходимо сохранять «разумный подход» и «быть осторожным, чтобы реакция на недавнее падение цен на нефть не была слишком острой».

 

Высокую неопределенность относительно будущей динамики нефтяных котировок высказал и глава Lundin Petroleum Эшли Хеппенсталь. 

 

«В настоящее время наблюдается большая неопределенность относительно того, как много времени потребуется низким ценам на нефть для сбалансирования предложения и спроса, и как будет торговаться нефть в течение этого периода. Лично я считаю, что мы близки к ценовому дну, однако все-таки существует возможность того, что мы можем увидеть даже более низкие цены», — сказал он.

 

В то же время в отличие от коллег Lundin Petroleum, несмотря на полученный убыток, достаточно оптимистично смотрит в будущее. «Я считаю, что одним из положительных результатов, который мы вынесем из этого падения, станет контроль всей отрасли за расходами и серьезная попытка повысить стандартизацию и эффективность», — отметил глава нефтедобытчика. Он добавил, что уже разрабатываемые и будущие проекты компании, включая шельфовое месторождение Johan Sverdrup, будут приносить выгоду своим акционерам и при текущих ценах на нефть.

 

Хеппенсталь также подчеркивает важность продолжения геологоразведки на шельфе, в том числе и арктическом. С таким же посылом не раз вступал и глава ОПЕК Абдалла аль-Бадри, предупреждая, что снижение инвестиций в текущих условиях может спровоцировать существенную нехватку энергоносителей в будущем и, как следствие, скачок в ценах. 

 

Об этом же говорит и глава крупнейшей нефтегазовой компании ФРГ Wintershall Райнер Зееле. 

 

«Последствия этого (снижения цен на нефть — ред.) уже начинают сказываться — многие компании резко сокращают свои инвестиционные программы. А сокращение инвестиций в краткосрочной перспективе отразится на предложении на рынке. Вследствие этого цены неизбежно пойдут вверх», — отметил он.

 

ПОКА НЕ ВРЕМЯ

 

В отличие от Lundin, норвежская Statoil изучает отсрочку разработки месторождения Johan Castberg в Баренцевом море как меру по сокращению расходов. «Могут быть задержки в реализации Johan Castberg. Обсуждение продолжается, и зависит от того…, какой существует потенциал для улучшения проекта. Я не исключаю задержку», — отметил глава компании Эльдар Сэтре, слова которого приводит издание Financial Times.

 

«Я не думаю, что кто-нибудь будет форсировать освоение проектов в Канаде, Гренландии и других районах Арктики, пока мы не будем наблюдать восстановление ценовой конъюнктуры», — сообщил изданию аналитик по энергетике Wood Mackenzie Эндрю Лэтхем.

 

Показательны данные и нефтесервисной Baker Hughes, которая сообщала, что число буровых установок по добыче нефти в США за последние восемь недель сократилось на 352, до 1,223 тысячи.

 

Пересмотрела свои планы и англо-голландская Shell, которая в середине января объявила о решении прекратить со своим партнером Qatar Petroleum строительство нефтехимического завода Аль Караана стоимостью 6,5 миллиарда долларов из-за коммерческой нецелесообразности на фоне снижения мировых цен на нефть. В начале февраля издание Financial Times также сообщило, что Shell планирует вывести из эксплуатации одну из крупнейших нефтедобывающих платформ Brent Delta в Северном море.

 

Глава BP Бод Дадли также сообщал, что компания в очередной раз пересматривает шельфовый проект в Мексиканском заливе Mad Dog 2 в попытке найти варианты по сокращению расходов.

 

НАЧИНАЮТ ЗАЛИЗЫВАТЬ РАНЫ 

 

Другой мерой по адаптации компаний к нынешним ценовым реалиям стало жесткое урезание расходов. Так, по данным Wall Street Journal, по крайней мере два десятка американских независимых производителей нефти объявили о планах по сокращению капитальных расходов в этом году почти на 24 миллиарда долларов по сравнению с показателем в прошлом году. 

 

Сhevron сократила свой бюджет на 2015 год на 13% — до 35 миллиардов долларов. Как сообщил глава Shell Бен ван Берден, компания сократит в течение трех лет капитальные расходы на 15 миллиардов долларов.

 

«Воспользовавшись гибкостью нашего капитала, мы даем решительный ответ на ухудшение прогнозов по ценам в 2015 году», — сказал глава американской ConocoPhillips Райан Лэнс. В текущем году компания планирует сократить капзатраты до 11,5 миллиарда долларов против 13,5 миллиарда долларов в 2014 году.

 

Изменения грядут и в штате компаний. Так, ранее крупнейшая в мире сервисная компания в области добычи нефти и газа Schlumberger сообщила о планах по сокращению 9 тысяч сотрудников. О подобном решении было объявлено после выхода информации о резком снижении прибыли компании в четвертом квартале 2014 года. За указанный период прибыль составила 302 миллиона долларов, что на 82% меньше, чем в тот же период в 2013 году. Нефтесервисная Baker Hughes также объявила о планах по сокращению семи тысяч сотрудников, или 11,3% персонала.

 

АКЦИОНЕРЫ БУРЮ НЕ ЗАМЕТЯТ

 

Несмотря на ожидаемые меры экономии, нефтедобытчики заверяют, что это никак не отразится на прибыли их акционеров. Многие из компаний, в частности Shell и ExxonMobil, обещают не снижать объем дивидендов по итогам первого квартала даже с учетом существенного снижения стоимости акций компаний вслед за ценами на нефть. Ранее совет директоров Shell одобрил выплату 0,47 доллара на акцию по итогам четвертого квартала, акционеры ExxonMobil получат 0,69 доллара за ценную бумагу. 

 

При этом российская «Роснефть» пошла еще дальше — в связи с высокой волатильностью рубля на фоне удешевления нефти компания решила изменить систему учета валютных рисков в отчетности по МСФО. В частности, «Роснефть» приняла решение все прибыли и убытки, получаемые от перевода иностранных займов в рубли, временно отражать в составе прочего совокупного дохода, что не влияет на прибыль или убыток компании за отчетный период. Поэтому акционеры, получающие дивиденды из расчета 25% от чистой прибыли по МСФО, не почувствуют валютные проблемы компании.

 

Второй крупнейший акционер компании — британская BP — сразу оценила действия «Роснефти». Публикация сообщения «Роснефти» совпала с раскрытием финансовой отчетности британской компании. На пресс-конференции по результатам деятельности компании Дадли заявил, что BP может увеличить инвестиции в Россию, не нарушая при этом режима санкций.

 

 

Источник:  ИА "Новости – Казахстан"