Правительство Ципраса загнало себя в ловушку. Дефолт, которым оно все угрожает Еврокомиссии, теперь обернется против его собственного народа и не даст партии СИРИЗА выполнить свои популистские предвыборные обещания.
Grexit — это не так уж страшно
Кажется, что Греция в очередной раз ускользнула от финансовой петли. Изъяв средства со своего резервного счета в Международном валютном фонде, она смогла погасить €750 млн ($851 млн) — как ни парадоксально, это был долг перед самим МВФ — как раз перед наступлением срока оплаты.
Это балансирование на грани не случайно. С приходом к власти в январе греческое правительство, возглавляемое премьер-министром Алексисом Ципрасом, лидером партии СИРИЗА, полагало, что угроза дефолта — и финансового кризиса, который может ослабить евро, — обеспечит переговорные рычаги, позволяющие компенсировать недостаточное экономическое и политическое влияние Греции. Прошло несколько месяцев, а Ципрас и его министр финансов Янис Варуфакис, ученый, специализирующийся на теории игр, все еще, кажется, преданы этой точке зрения, несмотря на отсутствие каких-либо свидетельств в ее поддержку.
Но их расчет основан на ошибочном предположении. Ципрас и Варуфакис предполагают, что дефолт заставит Европу выбирать между двумя альтернативами: изгнать Грецию из еврозоны или предложить ей безоговорочное списание долга. Но в случае дефолта Греции у европейских властей есть третий вариант. Вместо того чтобы форсировать Grexit, ЕС может затянуть Грецию в западню внутри еврозоны и оставить ее без денег, а затем сидеть сложа руки и смотреть, как рушится внутренняя политическая поддержка правительства Ципраса.
Такая стратегия осады — ожидание, когда Греция останется без денег, необходимых для поддержки нормального функционирования правительства — теперь выглядит для ЕС наиболее перспективным способом сломить греческое сопротивление. Это, скорее всего, сработает, потому что греческое правительство признается, что становится все труднее наскрести денег на выплату зарплат и пенсий в конце каждого месяца.
Для этого Варуфакис прибегает ко все более отчаянным мерам, таким как использование денежных средств со счетов муниципалитетов и больниц. Подразумевается, что налоговые сборы настолько сильно упали из-за экономического хаоса после январских выборов, что государственных доходов уже недостаточно, чтобы покрыть повседневные расходы. Если это правда — а никто не может с уверенностью сказать этого ввиду недостоверности греческой финансовой статистики (это еще одна из претензий властей ЕС), — то стратегия греческого правительства на переговорах обречена.
Денег уже нет
Стратегия Ципраса — Варуфакиса предполагала, что Греция действительно могла бы угрожать дефолтом, потому что если правительство было бы вынуждено идти до конца, то у него все же оставалось бы более чем достаточно средств, чтобы платить зарплаты, пенсии и обеспечивать базовые государственные услуги. В январе это предположение было еще разумным. Тогда правительство заложило большой первичный профицит бюджета (без учета процентных платежей), который, как предполагалось, составит 4% ВВП.
Если бы Греция объявила дефолт в январе, этот первичный профицит мог (теоретически) быть перенаправлен с выплаты процентов на финансирование более высоких зарплат, пенсий и государственных расходов, которые СИРИЗА обещала в своей предвыборной кампании. Учитывая эту возможность, Варуфакис, вероятно, считал, что он сделал другим министрам финансов ЕС щедрое предложение, предложив сократить первичный профицит с 4% до 1% ВВП, а не до нуля. Если бы ЕС отказался, то угроза, предположительно, состояла в том, что Греция вовсе перестанет платить по долгам и направит весь первичный профицит на дополнительные государственные расходы.
Но что если первичный профицит — козырь греческого правительства в его конфронтационной стратегии переговоров — сейчас уже испарился? В этом случае угроза дефолта больше не заслуживает доверия. С потерей первичного профицита дефолт не позволит Ципрасу дальше выполнять предвыборные обещания СИРИЗА; наоборот, ему пришлось сокращать зарплаты, пенсии и государственные расходы еще больше, чем «тройка» — Европейская комиссия, Европейский центральный банк и МВФ — требует сейчас.
Для властей ЕС, напротив, греческий дефолт теперь был бы гораздо менее проблематичным, чем предполагалось ранее. Им больше не нужно предотвращать дефолт, угрожая Греции изгнанием из зоны евро. Теперь ЕС может положиться на греческое правительство: оно само накажет свой народ тем, что не сможет выплачивать заработную плату и пенсии и оплачивать в срок банковские гарантии.
Уроки Кипра
Ципрас и Варуфакис должны были это предвидеть, потому что то же самое произошло два года назад, когда Кипр в разгар банковского кризиса попытался бросить вызов ЕС. Опыт Кипра показывает, что в случае угрозы полного дефолта правительство ЕС, скорее всего, заставит Грецию остаться в зоне евро и принудит ее к банкротству в американском стиле — как в Детройте.
Правовые и политические механизмы работы с Грецией как с муниципальным банкротом ясны. Европейские соглашения однозначно заявляют, что членство в еврозоне является необратимым, если только страна не решит выйти не только из зоны единой валюты, но и вообще из ЕС. И это политическое послание правительства ЕС хотят внушить своим гражданам и финансовым инвесторам.
Если Греция объявит дефолт, ЕС может вполне юридически обоснованно и политически мотивированно настаивать на том, чтобы евро оставался ее единственным законным платежным средством. Даже если греческое правительство примет решение выплачивать заработные платы и пенсии, печатая собственные долговые расписки или «новые драхмы», Европейский суд постановит, что все внутренние долги и банковские депозиты должны быть погашены в евро. Это, в свою очередь, обернет дефолт против граждан Греции, а также иностранных кредиторов, потому что правительство будет не в состоянии выплатить в евро застрахованные депозиты в греческих банках.
Итак, дефолт Греции в зоне евро не только не даст СИРИЗА возможности выполнить свои предвыборные обещания, но и наложит на греческих избирателей еще большие меры строгой экономии, чем те, что они пережили в рамках программы «тройки». В этом случае крах правительства станет неизбежным. И не Греция покинет еврозону, а СИРИЗА покинет греческое правительство. Как только Ципрас поймет, что правила игры между Грецией и Европой изменились, его капитуляция станет всего лишь вопросом времени.
© Project Syndicate, 2015
Источник: Газета «РБК»