План денежно-кредитной политики Нацбанка до 2020 года выглядит как мостик от политики фиксированного обменного курса к инфляционному таргетированию (ИТ), считают отечественные эксперты. На финансовом рынке давно этого ждали, будучи уверенными, что экономике станет лучше. Но любая монета имеет две стороны, и как выяснилось ИТ — не исключение. Итак, ИТ нацелено на то, чтобы инфляция двигалась к какому-то долгосрочному или краткосрочному таргету (значению). Такой подход используется в большинстве стран мира, потому как инфляция влияет не только на покупательскую способность населения, но и на инвестиционную активность частных и институциональных инвесторов. И если последствия высокой инфляции понятны, от низкой проблемы тоже есть.
Классические негативные результаты уровня ниже целевого порога наглядно проявились в Европе, где инфляция от 0 до 2%. В таком случае население и компании не заинтересованы во вложении своих средств и просто напросто сохраняют их, то есть деньги до экономики не доходят. Конечно, очень низкая инфляция не казахстанский случай. У нас другая проблема, а иначе бы Национальный банк не переходил к новому методу регулирования.
Сама политика инфляционного таргетирования предполагает, что одними из основных инструментов работы Нацбанка будут процентные ставки, в частности, ставка рефинансирования, сказал директор департамента аналитики «Асыл инвест» Айвар Байкенов. Сейчас эта ставка практически не выполняет своих функций, но в будущем она должна стать основополагающей. Именно изменяя ее в ту или иную сторону, Нацбанк будет контролировать уровень инфляции и управлять инфляционными ожиданиями, пояснил эксперт.
— В случае если инфляционные ожидания будут сильными, то ставка должна будет повышаться. Ставка рефинансирования выступает ориентиром, как для кредитных, так и для депозитных ставок. Также будут соответствующим образом меняться доходности на фондовом рынке. Если инфляция не окажется высокой, то процентные ставки по кредитам не должны расти. Учитывая же, что потенциально регулятор будет ставить перед собой задачу довести инфляцию до уровня 3-5%, то в будущем мы должны увидеть существенное снижение ставок по банковским займам. Но опять же падут и доходности депозитов, — указал на подводные камни в этом вопросе Айвар Байкенов.
Рынок уже увидел результат низкой инфляции, который привел к падению кредитования. Либо наоборот, снижение кредитования повлекло за собой падение инфляции, но суть от этого не меняется — экономика недополучила денег.
Как рассказала председатель правления «Народного банка» Умут Шаяхметова, по результатам первого квартала 2015 года инфляция в РК составила 4,6% и это не бывало низкий уровень.
— Для того, чтобы удерживать инфляцию на нужных значениях регулятор должен повышать учетную ставку. Это приводит к тому, что цена размещения денег на рынке или цена привлечения денег повышается. И тогда мы как банкиры начинаем повышать ставки по кредитам, ведь стоимость денег для нас растет. Мы позитивно смотрим на этот шаг регулятора и давно его ждали, потому что благодаря ему политика регулятора становится прозрачной, — сказала Шаяхметова.
А сегодня рынок ориентируется только на обменный курс и то непонятно фиксированный он, как последние два месяца, или он будет плавающим, заметила она.
Казахстану с его более молодой рыночной экономикой приходится брать за основу методы, которые используются в России, прокомментировал плана денежно-кредитной политики Нацбанка аналитик инвестиционногог холдинга «Финам» Антон Сороко. В пользу такого копирования говорит схожая структура двух экономики (ориентация на сырьевой экспорт) и их близость в рамках ЕАЭС.
— Поэтому решение Нацбанка можно считать правильным, главное, чтобы в результате перехода не произошло резкое колебание курса тенге. Пример России, когда в 2014 году рубль был быстро отпущен в свободное плавание и это стало дополнительным негативным фактором девальвации, показал, что нужно хорошо продумать все «за«и «против», — добавил аналитик.
В качестве негативного последствия он так же отметил рост ставок по кредитам.
— Инфляция замедляется за счёт того, что кредитные ресурсы становятся менее доступными для населения, ведь денег в экономики становится меньше. Но пока инфляция в Казахстане остается стабильной и рано об этом переживать, — подытожил Антон Сороко.
Плановое «создание» инфляции, то есть антиинфляционные меры можно принимать превентивно, то есть до того, как инфляция начнет расти, отметила старший аналитик инвесткомпании «Альпари» Анна Бодрова. Но переход к такому фискальному механизму должен занимать не менее 12-16 месяцев с тщательной подготовкой к каждому этапу.
— Обычно именно здесь кроется тонкость всей этой операции — стратегия рассчитана на долгий срок и не терпит резких движений. Скачки валюты вероятны, если процессы выстроены некорректно или если валюта слишком подвержена внешнему влиянию. Казахстан пока удовлетворяет двум основным условиям для перехода на инфляционное таргетирование: у него хорошая доходная база и регулятор достаточно самостоятелен, — уверена Бодрова.
Далее должна быть объявлена инфляционная цель, за этим шагом последует отказ от регулирования ключевых макропоказателей. В случае достижения целевых уровней по инфляции власть перестает создавать плановый рост индекса потребительских цен и выступает в этом вопросе только в случае необходимости, стала объяснять аналитик.
Спустя год-два рынок перенимает новые условия, адаптируется к ним и не нуждается в поддержках и корректировках. Основным инструментом инфляционного таргетирования, по ее словам, является обозначенная инфляционная цель и регулирование монетарной политики именно под нее.
— Манипулирование ставкой рефинансирования тут будет механизмом второго порядка, подручным средством. Любое сокращение процентной ставки провоцирует слабость национальной валюты и усиление инфляции на таком фоне в определенный момент времени. С этим инструментом стоит работать очень осторожно. Сейчас инфляция в РК составляет 4,3%. Это очень неплохое значение в сравнении, например, с российской инфляцией в 15,8%. Ключевая ставка Нацбанка держится на уровне 5,5%, и это значение тоже пока смотрится оптимальным, — уверена Анна Бодрова.
Ксения Бондал, Матрица.kz