В результате краткосрочный экономический индикатор (КЭИ) за первые 8 мес. этого года к аналогичному периоду 2014-го составил всего 101%. Напомним, что этот показатель отражает изменения в базовых отраслях казахстанской экономики, таких как сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, на долю которых приходится 67—68% ВВП.
Столь скромное значение краткосрочного экономического индикатора означает, что совокупный рост этих отраслей в январе-августе этого года к тому же периоду прошлого года составил только 1%. Для сравнения: КЭИ за первые 8 мес. 2014-го к аналогичному периоду 2013-го достигал 102,8%. Тем самым снижение экономической активности и угасание роста ВВП в январе-августе этого года налицо.
Неудивительно, что основным драйвером снижения оказалась промышленность. Объем промышленного производства за рассматриваемый период снизился на 0,6%. При этом (вопреки росту в обрабатывающей индустрии на 0,5%) в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров наблюдался спад на 0,9%. Отрицательные темпы были зафиксированы в электроснабжении, подаче газа, пара и воздушном кондиционировании. Они достигли 1,5%. Но наибольшее падение произошло в сфере водоснабжения, канализационной системы, контроля над сбором и распределением отходов — на 9,2%.
Угасание роста налицо
Если смотреть по отдельным отраслям, то наибольший спад зафиксирован в добыче медной руды. В январе-августе этого года к аналогичному периоду 2014-го он составил 13,6%. При этом, несмотря на рост добычи золотосодержащей руды на 15,5%, произошло снижение выпуска свинцово-цинковой руды на 24,6% и хромового концентрата — на 4,8%. Примечательно, что на фоне общего роста сельского хозяйства производство мяса за рассматриваемый период продемонстрировало существенное падение — на 7,3%. При этом значительное снижение наблюдалось и в производстве молока — на 9,2%, и круп — на 17,4%.
Если говорить о нефтегазовой и угольной отрасли, то в указанный период произошло уменьшение добычи нефти на 0,5% и угля — на 7,3%. Несколько скрасил общую отрицательную динамику добывающих отраслей рост производства природного газа на 6,6% и газового конденсата — на 0,7%. Зато в производстве нефтепродуктов (за исключением роста выпуска сжиженного пропана и бутана на 1%) наблюдался сплошной негатив. Производство бензина упало на 2,2%, мазута — на 2,9%, газойля — на 4,5%. Но наибольшее падение продемонстрировал выпуск керосина, сократившийся на впечатляющие 28,1%.
Помимо негативных показателей по отдельным отраслям не вселяет оптимизма информация статкомитета о ценовой ситуации по большинству статей казахстанского экспорта. По последним данным отечественных статистиков, экспортная продукция Казахстана только в июле подешевела на 2,8%. Самое большое снижение продемонстрировали цены на руды цветных и черных металлов, упавшие на 8,4%. Упали в стоимости природный газ на 6,9% и нефть — на 3,3%. Наименьшее падение показали цены на медь — на 1,6%, и на прокат черных металлов — на 1,3%. При этом заметно подорожал свинец — на 10,2%, и немного повысилась цена ферросплавов — на 1,6%.
Негативную динамику продемонстрировали и цены на экспортную продукцию сельского хозяйства. На ячмень они снизились на 13,4%, хлопок — на 3%, пшеницу — на 0,4%. И только на шерсть они выросли на 8,7%. На этом фоне отдельные международные институты дали свои оценки предполагаемого роста казахстанской экономики в этом и следующем году. Например, Азиатский банк развития ухудшил прогноз роста ВВП Казахстана в 2015-м с 1,9% до 1,5%, а в 2016-м — с 3,8% до 3,3%.
Менее оптимистично перспективы казахстанской экономики оценивает Moody's Investors Service. По прогнозам международного рейтингового агентства, увеличение казахстанского ВВП в 2015-м составит 1,5% и 2% — в 2016-м.
Затягивать пояса придется сильней
Столь негативные тенденции в экономике и не радужные прогнозы экспертов по перспективам роста ВВП Казахстана вызывают весьма пессимистичные ожидания.
Во-первых, вопреки очередной августовской девальвации тенге вряд ли стоит ожидать, что она значительно поддержит рост казахстанской экономики из-за продолжающегося замедления роста Китая, проблем в еврозоне и рецессии в России. В свою очередь, это может оказать еще большее негативное влияние на экономику Казахстана. Не исключено, что в результате рост ВВП республики окажется в этом году ниже 1,5%, прогнозируемых экспертами и правительством.
Во-вторых, угасающие темпы роста ВВП и сохранение цен на нефть на низком уровне продолжат оказывать негативное влияние на платежный баланс страны. А в условиях свободного курсообразования это может привести к очередному витку девальвации национальной валюты.
В-третьих, вслед за замедлением экономического роста снизятся поступления в бюджет от ненефтяного сектора, что неминуемо увеличит дефицит госказны и будет способствовать очередному витку сокращения бюджетных расходов. Не исключено, что в этой ситуации правительство пойдет на повышение отдельных налогов или введение новых.
В-четвертых, снижение темпов роста ВВП Казахстана отрицательно повлияет на темпы роста кредитования банками и на качество их активов. В результате выполнение отдельными банками требования Нацбанка по снижению уровня неработающих кредитов не более 10% к 1 января 2016 года окажется под вопросом.
В-пятых, непростая экономическая ситуация может вынудить правительство пойти на развязывание «торговой войны» через введение запрета или квот на отдельные статьи импорта. Если это произойдет, то приведет к усилению противоречий в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и отрицательно повлияет на интеграционные процессы, в первую очередь — между Казахстаном и Россией, поскольку последняя остается главным экономическим партнером нашей республики в ЕАЭС.
И, наконец, самое главное заключается в том, что замедление казахстанской экономики будет способствовать росту безработицы и оказывать негативное влияние на динамику благосостояния населения. Причем это уже происходит. Согласно данным статкомитета, только в июле этого года среднедушевые номинальные денежные доходы составили Т63 664, что на 0,9% ниже, чем в июле 2014-го.
Источник: КазТАГ