18 ноября прошло расширенное заседание правительства с участием президента. На заседании обсуждались ключевые планы правительства с учетом кризисных тенденций. К сожалению, предложенные меры оказались во многом повторением старых планов, и они совсем не впечатлили. На встрече члены правительства обрисовали текущую ситуацию в экономике страны и поделились своими планами по преодолению экономического кризиса. При прочтении тезисов из их выступлений, немедленно возникло состояние дежавю, что это я когда-то это уже слышал и не раз.

 

Сразу вспомнился апрель 2014 года, когда Карим Масимов вернулся на пост премьер-министра. Его приход был довольно впечатляющим и вдохновляющим. В тот же месяц правительством была утверждена Дорожная карта первоочередных мер социально-экономического развития РК на 2014 (http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000355) (далее Дорожная карта).

 

В документе, в целях недопущения снижения темпов роста экономики, было предусмотрена разработка и реализация большого списка программных и законодательных документов, для решения следующих задач:

 

1) стимулирование экономического роста и поддержка реального сектора экономики;

2) поддержка и обеспечение дальнейшего устойчивого кредитования малого и среднего бизнеса;

3) оздоровление банковского сектора и расширение кредитования экономики;

4) реализация пакета мер в рамках структурных реформ в экономике для расширения частного сектора и привлечения новых инвестиций, включая проведение второй волны приватизации, реформирование тарифной политики, сокращение теневой экономики;

5) повышение уровня благосостояния населения через социальную модернизацию и совершенствование системы государственного управления.

 

Если прочитать тезисы доклада главы Минэкономики Ерболата Досаева на последнем расширенном заседании правительства, то вы сможете обнаружить, что он опять говорит тоже самое лишь с небольшими отличиями.

 

Непонятные заявления по бюджетной политике

 

Основное новшество его выступления было связано с тем, что в апреле 2014 цены на нефть еще были в районе $100 за баррель, а сейчас ниже $50. В связи с чем министр национальной экономики сказал, что «Основным приоритетом бюджетной политики должна стать жесткая экономия бюджетных ресурсов, рациональное использование средств Национального фонда РК и повышение эффективности госрасходов».

 

Кстати очень интересное заявление. Здесь сразу возникает вопрос. Почему рациональное использование средств Национального фонда РК и повышение эффективности госрасходов нужно делать во время кризиса? Вам не кажется, что это нужно было делать и жестко контролировать – всегда. Если бы правительство рационально и эффективно использовало государственные деньги в «тучные года», то негативные последствия падения цен на нефть были бы гораздо меньше.

 

Также, жесткая экономия бюджетных ресурсов, предложенная министром, очень совсем соответствует так называемой контрциклической экономической политике, которая является общепринятой концепцией во всем мире.

 

В соответствии с контрциклической политикой в период "перегрева" экономики (для нас – это высокие цены на нефть) происходит ужесточение бюджетной и денежно-кредитной политики и, за счет такого ужесточения, государство осуществляет накопление резервов «на черный день» (накопления в Нацфонде).

 

В период экономического спада (для нас - это низкие цены на нефть) происходит смягчение экономической политики. С точки зрения денежно-кредитной политики осуществляется: снижение процентных ставок и увеличение денежной массы. По бюджетной политике проводится: снижение налогов и увеличение государственных расходов за счет накопленных резервов (Нацфонд).

 

По моему всем очевидно, что, сокращая бюджетные расходы и повышая налоги, очень трудно добиться восстановления роста экономики. Откровенно говоря, довольно странный подход к бюджетной и налоговой политике со стороны министра национальной экономики. В текущей кризисной ситуации от него очень важно было бы услышать внятную контрциклическую (антикризисную) экономическую политику нашего правительства.

 

Опять двадцать пять

 

На расширенном заседании правительства глава Минэкономики сообщил, что основные меры экономической политики предлагается сконцентрировать на двух направлениях. Это системные меры по формированию новой структурной экономики и оперативные антикризисные меры правительства.

 

По первому направлению предполагается несколько приоритетов. Это развитие, конкуренция частного капитала. Будет проведено разгосударствление и масштабная приватизация, внедрены принципы Yellow Pages Rules, а также либерализовано антимонопольное регулирование в соответствии с принципами стран ОЭСР. Для обеспечения доли МСБ до 30% в структуре ВВП к 2020 году меры господдержки будут переориентированы на предприятия с конкурентным преимуществом. В целях развития инфраструктуры будет массово внедрен механизм ГЧП. И так далее.

 

Я специально в начале статьи дал ссылку на Дорожную карту первоочередных мер социально-экономического развития РК на 2014. Если вы откроете этот документ, то увидите, что все эти меры, предложенные министром сейчас, практически в слово в слово повторялись в планах правительства в апреле прошлого года.

 

То есть правительство продолжает играть в свою любимую игру, не сделал старую правительственную программу, забудь и напиши новую. Давайте посмотрим реализацию некоторых планов из Дорожной карты полуторагодичной давности.

 

Провал в денежно кредитной политике

 

На последнем расширенном заседании правительства Ерболат Досаев сказал, что макроэкономическая стабильность будет обеспечена за счет согласованной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политик правительством и Нацбанком РК. В среднесрочной и долгосрочной перспективе главной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен и контроля инфляции. Также он отметил, что одним из основных факторов роста экономики остается увеличение объемов кредитования.

 

Опять-таки, обо всем этом говорилось в Дорожной карте в апреле прошлого года. Тогда планировалось, что до 1 сентября 2014 года будет принята Концепция по развитию финансового сектора до 2030 года. При разработке этого документа, правительство и Нацбанк особо не прислушивались к мнению профучастников финансового рынка и в конце концов правительство утвердило этот документ, не принимая во внимание серьёзные замечания. Некоторые из них были принципиальными.

 

В концепции не было и до сих пор в правительстве и Нацбанке нет ответа на вопрос, как будет преодолеваться дефицит долгосрочных дешевых кредитов в тенге в банковской системе. А также – как намерены решать проблему высокой долларизации экономики и доминирования валютных депозитов в банках (то есть, как вернуть доверие к тенге). Сейчас это самые главные моменты, которые не позволяют государству проводить антикризисную экономическую политику.

 

По идее, в текущей кризисной ситуации, большая часть выступлений глав Нацбанка и Минэкономики должно была посвящена только решению этих двух архиважных вопросов. Однако на расширенном заседании они по ним были высказаны только благие намерения без какого-либо конкретного плана действий.

 

В концепции развития финрынка не было прописано то, как будут сбалансированы разнонаправленные задачи - рост кредитования экономики и ужесточение регулирования финансовых организаций. На то время такого баланса не было. Нацбанк непрерывно ужесточал регулирование, что уже тогда стало крупнейшей проблемой для роста кредитования. Также в концепции не было ничего по стратегии инвестирования пенсионных активов (ЕНПФ).

 

Только совсем недавно Нацбанк, что называется, проснулся и в некоторых случаях облегчил регулирование банков. Если бы это было сделано год назад, то ситуация с кредитованием в банковской системе была бы гораздо лучше. Также мы видим, что все эти полтора года у правительства и Нацбанка так и не сформировалась четкая идея о том, как безопасно инвестировать активы ЕНПФ. В результате чего в обществе разгорелась жаркая дискуссия и неприятие действий Нацбанка и правительства по этому поводу.

 

Кривая приватизация

 

На последнем расширенном заседании правительства главы Госфонда "Самрук-Казына" и Минэкономики рассказали о том, что вновь объявлена новая широкомасштабная приватизация крупных активов. Однако в Дорожной карте от апреля прошлого года тоже были серьезные планы по этому поводу. Может быть тогда эти планы были не такими грандиозными как сейчас, но тем не менее даже они не были выполнены. Достаточно вспомнить, что в документе планировалось, что в 2015 году на фондовый рынок будет выведен АО «Самрук-Энерго».

 

В целом, начиная с начала 2011 года было сделано много красивых слов, планов и поручений по поводу масштабной приватизации, а доля госсобственности при этом только росла. На сегодня доля государства в рыночной экономике составляет более 60% от ВВП страны. При этом доля активов ФНБ «Самрук-Казына» на начало 2015 года составляла 43%, а все оставшиеся госактивы состояли из НУХ «Байтерек», «Казагро» и пенсионных активов, которые были национализированы у частных пенсионных фондов.

 

Сейчас, когда поток нефтедолларов в страну сократился в несколько раз, правительство уже вынужденно идти по пути реального снижения доли и роли государства в рыночной экономике. Однако у меня есть большие сомнения об успешности новой волны приватизации. Прежде всего это связано с тем, что изначальные планы были полностью провалены и за это никто не понес наказание. Сейчас эти же самые люди строят уже «новые» планы, которые на самом деле являются повторением прошлых.

 

Провал с привлечением иностранных инвесторов

 

Правительство продолжает стоить громадные планы по привлечению прямых иностранных инвестиций. На последнем заседании правительства после доклада министра по инвестициям и развитию Асета Исекешева глава государства отметил важность работы в этом направлении.

 

Он сказал, что в мире денег много, надо уметь взять и привлечь их, заинтересовать. Все мастерство правительства, квалификация компетентных кадров должны заключаться в привлечении иностранных инвестиций. Министры и акимы несут персональную ответственность за привлечение инвесторов. Также он отметил, что между ведомствами нет координации в вопросах привлечения инвестиций. На сегодня нет «одного окна» для инвесторов.

 

Теперь, если опять вернуться к прошлогодней Дорожной карте правительства, то мы найдем те же самые планы, которые в большинстве своем так и остались на бумаге. Например, в Дорожной карте планировалось внедрить принцип «одного окна» для инвесторов в Министерстве индустрии и новых технологий, и теперь о негативных результатах этой работы говорит сам президент.

 

Однако самая большая проблема - это то, что на расширенном заседании мы так и не получили ответа, почему имея грандиозные государственные стимулы для прямых иностранных инвестиций, они так и не идут в Казахстан?

 

По Дорожной карте планировалось, что до 1 июня 2014 года государственными органами и национальными холдингами и компаниями при координации со стороны Министерства индустрии и новых технологий будут проведены прямые переговоры с крупными иностранными инвесторами и транснациональными корпорациями по реализации в Казахстане «якорных» инвестиционных проектов. Судя по статистике и по жестким комментариям президента в этом направлении у нас нет никакого прогресса.

 

Опять проблемы с индустриализацией

 

Судя по выступлениям планируется очередное изменение индустриальной политики. В частности, глава государства сказал, что в предыдущие годы было запущено большое количество индустриальных проектов. Однако в нынешних условиях многие из них оказались неконкурентоспособными и держатся на плаву только лишь за счет поддержки государства. Также он подчеркнул, что с учетом текущих реалий необходима актуализация второй пятилетки индустриализации.

 

По этой же теме высказались главы МИР и МНЭ, которые в частности сказали, что теперь в Казахстане государственная поддержка будет оказана только предприятиям с высоким экспортным потенциалом и высокой добавленной стоимостью.

 

Первая пятилетка ФИИР (2010 - 2014) была основана на главной роли госкомпаний в этом процессе. Лишь в середине 2014 были предложены беспрецедентные меры по стимулированию частных иностранных и местных инвестиций в приоритетные секторы индустриализации, определённые в новом программном документе ГПИИР (2015 – 2019).

 

Самой большой проблемой новой программы индустриализации было то, что более 70% инвестиций и, соответственно, инвестиционных и налоговых стимулов планировались в приоритетных отраслях, так или иначе связанных с добычей и экспортом минеральных ресурсов (секторы первого передела сырья: нефтепереработка, металлургический сектор, и так далее). А эти сектора характеризуются низкой добавленной стоимостью в целом, не сильно помогают диверсификации экономике.

 

Получается, что теперь, во время кризиса, правительство наконец-то поняло, что совсем свежая программа ГПИИР, на самом деле не совсем правильная и нам нужно двигаться в другом направлении. При этом, за все очень дорогие ошибки предыдущих программ индустриализации, так никто и не пострадал.

 

Самая главная угроза экономике – это отсутствие ответственности

 

Негативные сравнения старых правительственных планов с новыми можно продолжать и продолжать. Я уже не однократно писал об этом. Самая большая угроза для нашей экономики – это то, что наши экономические власти очень часто совершают очень дорогие и стратегические ошибки, а также их слова и планы регулярно расходятся с их делами, и за это никто не несет ответственности.

 

Правительство может написать уйму антикризисных программ, однако страна не сдвинется с мертвой точки пока наконец-то не решаться вопросы персональной ответственности.

 

 

Источник: Курсивъ