Что ожидает экономику Казахстана во второй половине 2016 года? Эксперты разошлись в своих оценках, однако едины в том, что некие признаки стабилизации наблюдаться будут. Собственно, и само правительство страны намерено вывести ее на нейтральный уровень. Об этом во вторник рассказал министр национальной экономики РК Куандык Бишимбаев в ходе заседания правительства. Глава ведомства подчеркнул, что в январе-мае снижение ВВП замедлилось. Если по итогам января-апреля снижение составило 0,4%, то с января по май – 0,2%. По прогнозам Куандыка Бишимбаева, к июню экономика страны выйдет на нейтральный уровень, то есть в слабоположительную зону, либо падение ВВП прекратится. Более точные данные он пообещал предоставить в июле-начале августа.

 

Часть опрошенных «Капитал.kz» экономистов согласна с тем, что второе полугодие по сравнению с первым будет лучше. По словам Айдархана Кусаинова, генерального директора компании Almagest, во второй половине года все девальвационные эффекты и потрясения нивелируются.

 

Экономист Марат Каирленов считает, что улучшение экономических показателей произойдет благодаря стабилизации цен на нефть. Отсюда происходит и повышение курса национальной валюты. Начнет сказываться и эффект девальвации. Среди негативных моментов, оказывающих влияние на экономику страны, – сложное состояние банков, а именно сокращение кредитования, которое вряд ли оживится во втором полугодии.

 

«Признаки стабилизации возможны, но никак не улучшения», – пояснил экономист Петр Своик. Это, по его словам, связано с устаревшей экономической моделью, которая, «процветая» в тучные времена, сейчас почти не актуальна. Модель, которая основана на обязательном положительном внешнем платежном балансе, то есть превышение экспорта над импортом и всеми остальными валютными затратами, устарела. В результате рос экспорт, а за ним и импорт, хотя и с отставанием, создавая ту самую положительную «вилку». Источниками роста в этой модели были лишь иностранные инвестиции, которые заводились под эту «сладкую морковку». Большой спрос на экспортируемое сырье и высокие прибыли привлекали иностранных инвесторов. В итоге в стране нет национального кредитного процесса, поскольку базировался он лишь на внешнем фондировании. Сегодня экспорт и импорт находятся на уровне 2005-2006 годов. «Но одно дело, когда страна пришла к показателям 2005 года с нулевых лет снизу вверх, и совсем другое – когда сползла без каких-либо перспектив», – отметил Петр Своик. Такая модель, по его словам, устойчивой не будет – в ней как не было, так и нет источников роста, плюс цены на нефть расти не будут, а мощного экспорта за счет Кашагана не ожидается.

 

Нужно ли запускать печатный станок?

 

Некоторыми экспертами уже поднимался вопрос возможности запуска в стране программы количественного смягчения вместо снижения инфляции. Айдархан Кусаинов уверен, что пока об этом говорить рано. Во-первых, ликвидности более чем достаточно, а, во-вторых, кредитные ставки снижаются, возвращаясь к реальным уровням. В этом свете бизнес видит возможности для развития и начинает отвоевывать долю на рынке. Однако, считает он, государству нужно помогать предприятиям. Если политика правительства изменится, и оно будет помогать бизнесу, то уже через полгода у компаний появятся реальные перспективы по наращиванию доли на рынке и т.д. И лишь тогда в 2017 году можно будет говорить о количественном смягчении в каком-то виде. Если же бизнесу никто не поможет, то никаких перспектив к 2017 году у него не будет. Впрочем, и необходимости в количественном смягчении тоже.

 

Просто деньги, просто сэкономили и дали

 

И пока ситуация не ухудшилась, на высшем уровне было принято решение выделить во второй половине этого года еще 240 млрд тенге на стимулирование экономического роста. Такое поручение дал президент Нурсултан Назарбаев. Ресурсы, выделяемые из государственного бюджета за счет экономии средств, будут направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, кредитование и реализацию программы индивидуального жилищного строительства. Кроме того, эти средства будут выделены на реализацию ряда инфраструктурных проектов, в том числе для повышения качества жизни в сельской местности, завершения паромной переправы в порту Курык и модернизации столичного аэропорта. Это позволит создать 20 тыс. новых рабочих мест в строительной сфере, а также будет способствовать ускорению темпов экономического роста. Ожидается, что эффект от предпринимаемых шагов дополнительно составит 0,4% к планируемому уровню роста экономики в 2016 году.

 

Комментируя вопрос вливания госсредств, Петр Своик отметил, что эти деньги могут помочь бизнесу, но лишь ненадолго, – это, по его словам, некий аппарат искусственного дыхания. Он уверен, что чиновникам необходимо осмысливать происходящее и вместо успокоительных фраз, формулировать, какая должна быть новая модель экономики.