На этот вопрос обозревателю Forbes.kz ответили экономисты Олжас Худайбергенов, Галим Хусаинов и Михаил Крылов.
В понедельник, 11 июля, Национальный банк Республики Казахстан принял решение снизить базовую ставку до 13% с коридором +/-1%. Напомним, что до этого она была равна 15%. Обозреватель Forbes.kz обратилась к экономистам и узнала, способно ли снижение базовой ставки оживить экономику РК.
Оказали ли БВУ влияние на решение Нацбанка?
Свое мнение высказал глава Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов.
- Олжас, как снижение базовой ставки отразится на банковском секторе РК?
- Базовая ставка снизилась с 15% до 13%, что, естественно, является положительным шагом. Правда, обычно шаг снижения составлял 1%, а в этот раз регулятор снизил на 2%. Либо это свидетельствует о проблемах в финсекторе, либо это реакция на критику о том, что высокая ставка лишь ухудшает ситуацию в экономике.
- Способствует ли снижение базовой ставки оживлению кредитования?
- Маловероятно. Во-первых, эффект вряд ли будет быстрым. Во-вторых, ситуация с заемщиками неоднозначна. Хорошие заемщики кредитуются по более низким ставкам, с тех уровней вряд ли есть запас для снижения. А плохие заемщики вряд ли смогут получить новые кредиты. При этом новые кредиты бизнес сейчас получает в основном за счет госпрограмм, где ставка равна 6%, и она, естественно, не зависит от базовой ставки. И, наконец, рост кредитования зависит не только от базовой ставки, но также и от ликвидности, которая пока вливается в объеме, достаточном для поддержания текущей кредитной активности.
- Объясняя решение по базовой ставке, Нацбанк описывает достаточно радужную картину. Соответствует ли это действительности?
- В части стабилизации процессов на финансовом рынке, да. А что касается инфляции и прочих параметров экономики, то вряд ли. Если судить по данным потребления электроэнергии за первые четыре месяца 2016, экономика показывает спад на 3%. К сожалению, за июнь, и даже за май эти данные не вышли, хотя обычно выходили в течение недели после завершения месяца.
- По каким, на ваш взгляд, причинам Нацбанк снизил базовую ставку, кроме, тех, которых были перечислены самим регулятором? Оказывали ли БВУ влияние на регулятора?
- Конечно, сейчас критичность банковского сектора к Нацбанку очень высокая, хотя пока еще остается в непубличной форме.
- Какие у вас ожидания по дальнейшим действиям Нацбанка по базовой ставке? Ожидаете ли вы дальнейшее ее снижение 15 августа 2016?
- Скорее всего, да.
- В обществе достаточно высоки девальвационные ожидания. Насколько они оправданы?
- Насколько я знаю, в июне Нацбанк почти не покупал валюту. Надо будет посмотреть итог июля, чтобы уверенно говорить о тенденциях. Если показатель сохранится нулевым, или даже уйдет в минус, это может быть следствием двух тенденций. Первая свидетельствует о том, что тем, кто купил валюту до девальвации и, которым сейчас нужны тенге, и они уже продали свои объемы. Вторая - сократилось число тех, кто ожидал последующего укрепления тенге. Иначе говоря, все ожидают, что курс стабилизировался в пределах 330-340 тенге за $1, и если будут сильные движения, то только в сторону ослабления.
По ощущениям инфляция составляет 20-30%
Для банковского сектора снижение базовой ставки, отметил директор ТОО «BRB Invest» Галим Хусаинов, обычно означает снижение стоимости заимствования, а, значит, снижение стоимости кредитов для заемщиков.
- В классической ситуации при снижении стоимости денег увеличивается объем кредитования. Но в нашем случае все немного сложнее, так как существующие структурные перекосы в экономике не способствуют появлению качественных заемщиков, - говорит он. - Вопрос стоит сейчас не столько в стоимости денег, сколько в наличии кредитоспособных проектов. Более или менее живые проекты сейчас претендуют больше на дешевое государственное фондирование. Поэтому нужно полностью изменять систему господдержки, чтобы она не мешала работать банкам и не конкурировала с ними.
Галим Хусаинов также не доверяет радужной картине, описанной Нацбанком.
- Когда пишут про инфляцию на уровне 4,6%, а по ощущениям она равна 20-30%, доверия таким радужным картинкам нет. Не нужно бояться инфляции, ею нужно управлять, но управлять рыночными методами. Основная причина - необходимость оживления кредитования. Без этого «загнется» как банковский сектор, так и реальный, - уверен он.
Говоря о возможной девальвации, эксперт заметил, что проводить ее в ближайшее время просто глупо, так как кроме отрицательного эффекта она ничего не принесет. Он также подчеркнул, что национальная валюта Казахстана обесценена даже больше, чем российский рубль.
Нацбанк продолжит смягчение
В этом уверен директор аналитического департамента инвестиционной компании «Golden Hills - КапиталЪ АМ» Михаил Крылов. Более того, он считает, что мотивация решения Нацбанка РК по снижению базовой ставки весьма прозрачна.
- Вероятно, в Казахстане снижение ставки приведет к тому, что банки смогут протестировать, какие из клиентов, ранее считавших условия выдачи кредитов невыгодными, согласятся получить фондирование по новым, более низким ставкам. Выгода для банков состоит в том, что при прежней высокой ставке кредитование постепенно сжимается. При новой, чуть более низкой ставке, текущая выгода от прироста кредитного портфеля трансформируется в процентный доход. В то же время негативный эффект от менее выгодных для банков условий перекредитованости отсрочен, - сказал он.
Аналитик уверен, что постепенное и размеренное снижение базовой ставки способствует оживлению кредитования наиболее насущных проектов без появления новых проблемных сегментов. При этом он подчеркнул, что девальвация при снижении ставки возможна только в тех странах, где прирост трудовых доходов опережает повышение производительности труда.
Источник: Forbes Kazakhstan