ПОСЛЕДНИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Сложная внешняя среда повлияла на сокращение темпов роста всех основных отраслей экономики Казахстана и корректировку доходов и внутренних цен. Рост ВВП снизился с 4,1 процента в 2014 году до 1,2 процента в 2015 году, и экономика сократилась примерно на 0,2 процента в течение первых пяти месяцев 2016 года.
Падение экспортных цен на нефть привело к большим неблагоприятным изменениям в условиях торговли на фоне замедления роста в Китае и продолжения рецессии в России, что привело к ослаблению внешнего и внутреннего спроса.
Переход к режиму плавающего обменного курса в августе 2015 года привел к резкому обесценению казахстанского тенге и повышению инфляции с 3,8 процента (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) в августе 2015 года до 16,7 процента в мае 2016 года, влияя на снижение реальных заработных плат и покупательной способности населения.
Малообеспеченные домохозяйства особенно уязвимы перед ростом цен, снижением реальной заработной платы и сокращением возможностей занятости. Прогресс в сокращении бедности приостановился, и доля бедного населения в стране (при 5 долл. США в день по паритету покупательной способности) оставалась на том же примерном уровне, 14 процентов, в течение 2014-2015 годов.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В 2015 году макроэкономическая политика была менее согласована, но в 2016 году она стала больше соответствовать ожиданиям низких цен на нефть в среднесрочной перспективе. В 2015 году Правительство пересмотрело свой подход по фискальной политике, планируя начать фискальную консолидацию в 2016 году.
Правительство скорректировало бюджетные расходы в марте 2015 года с учетом ожиданий низких цен на нефть в ближайшие несколько лет. Правительство также сбалансировало ранее принятые обязательства по контрцикличным расходам в рамках инфраструктурной программы развития «Нурлы жол», сократив или отсрочив другие неприоритетные капитальные расходы.
Однако внебюджетная поддержка национальной нефтяной компании привела к увеличению ненефтяного дефицита, препятствуя тем самым усилиям по консолидации. Бюджет 2016 года предусматривает сокращение общих расходов и ненефтяного дефицита в соответствии с целями среднесрочной консолидации.
В 2015 году корректировка денежно-кредитной политики и политики обменного курса была осуществлена с запозданием – центральный банк объявил о переходе к плавающему обменному курсу и режиму инфляционного таргетирования в середине августа 2015 года. Переход был сложным, поскольку новая базовая ставка вначале была неэффективной и ее применение было приостановлено в ноябре 2015 года, вызвав большие колебания ставок на денежном рынке, которые продлились до начала 2016 года.
Меры денежно-кредитной политики в 2016 году указывают на полный переход к новому денежно-кредитному режиму. Повторное введение базовой ставки в начале февраля 2016 года стабилизировало денежный рынок, обменный курс тоже стабилизировался, и тенге начал укрепляться с повышением цен на нефть. Продолжается реализация дальнейших мер по повышению эффективности новой денежно-кредитной политики.
СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ
Правительство намерено продолжить реализацию структурных реформ для содействия диверсифицированному росту. Правительство еще раз подтвердило важность институциональных и структурных реформ по диверсификации экономики и снижению зависимости от нефтяного экспорта.
В мае 2015 года оно начало реализацию масштабной программы институциональных реформ «100 конкретных шагов – современное государство для всех», предусматривающей реформы в сфере государственного управления, регуляторной политики, управления государственными финансами и их подотчетности, управления предприятиями квазигосударственного сектора, а также отраслевые реформы. Реформы направлены на укрепление государственного управления и снижение роли государства в экономике. Законодательство, лежащее в основе этих реформ, было принято в декабре 2015 года. Кроме того, была принята программа приватизации.
Ускорение реализации планируемых макроэкономических, институциональных и структурных реформ может оказать существенное влияние на рост в среднесрочной перспективе. В свою очередь, более высокие темпы роста (и улучшение качества роста) ненефтяной экономики помогут в создании продуктивных и качественных рабочих мест для большого контингента рабочей силы, который будет поступать на рынок труда, начиная с 2020 года.
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Прогнозируется, что рост экономики постепенно восстановится в среднесрочной перспективе, но экономика будет сталкиваться со значительными сдерживающими факторами.
В базовом сценарии предполагается, что цены на нефть в среднем составят около 41 долл. США за баррель в 2016 году, затем повысятся до 50 долл. США в 2017 году и достигнут 53,3 долл. США в 2018 году. В базовом сценарии рост ВВП остается на почти нулевом уровне в 2016 году, затем может повыситься до 1,9 процента в 2017 году и 3,7 процента в 2018 году с началом производства на Кашаганском месторождении, восстановлением мировых цен на нефть, повышением доверия потребителей и инвесторов, поддерживающим восстановление ненефтяных отраслей, и снижением инфляции в среднем до 6-8 процентов в год. В то же время, ожидается, что фискальные и внешние балансы улучшатся.
Однако эти среднесрочные перспективы подвержены значительным понижательным рискам, в том числе рискам, связанным с состоянием финансового сектора, замедленным ростом мировой экономики, возможностью углубления или продления рецессии в России, дальнейшим спадом экономики Китая, сохранением нестабильности на мировых нефтяных рынках или задержкой производства на Кашаганском месторождении.
Источник: Всемирный банк