Эксперты рассказали, какие факторы могут оказать негативное влияние на экономику Казахстана в 2016 году и чего хорошего можно ждать, передает корреспондент Tengrinews.kz. Доктор делового администрирования доцент Almaty Management University Ерлан Ибрагим вынужден признать, что казахстанцев ждет очень непростой год.
По его мнению, экономика страны будет испытывать серьезные сложности. «Риски, грозящие экономике, очень существенные. Высокая инфляция-девальвация уходящего года догонит нас к весне будущего года. Безусловное падение доверия к тенге, что будет только подстегивать дальнейшее ослабление курса национальной валюты к резервной валюте. Очевидное сжатие экономики через сокращение торговли, в связи со стремительным ростом цен, думаю, более чем на 50 процентов. Рост безработицы, обусловленный ухудшением экономики, что потребует от предприятий сокращения расходов, ну и, в том числе, сокращение персонала.
А еще снижение доходов населения, ухудшение криминогенной ситуации и так далее. В общем, картина достаточно мрачная», — подметил Ибрагим. Единственный положительный момент, по его мнению, — чем сильнее кризис, тем скорее придет выздоровление. Видимо, стране опять нужно пройти через кризис, чтобы наконец сбросить с себя сырьевое проклятие, уверен эксперт. Директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова убеждена, что если падение цен на нефть на международных рынках сохранится — это будет влиять на дальнейшее снижение доходов бюджета. При этом правительство будет ограничено в дальнейшем использовании девальвации для пополнения доходов бюджета, так как это чревато значительным снижением уровня жизни населения. «Нефтегазовый сектор будет оказывать влияние на сопредельные секторы, и экономика будет сжиматься. Дальнейший рост цен из-за удорожания импорта будет раскручивать инфляционную спираль. Восстановление доверия к тенге возможно только в условиях устойчивого роста экономики. Это возможно только в том случае, если она будет диверсифицированной, то есть не будет зависеть только от цен на нефть.
Никакими ограничительными мерами по обращению доллара нельзя добиться дедолларизации. Возможное снижение ставок на долларовые депозиты будет способствовать оттоку капитала из банковской системы», — считает экономист. Что касается возможностей, то падение нефтяных цен дает надежду, что правительство будет обращать внимание на секторы, которые до сих пор не вызывали у него интереса, уверена наша собеседница. «В структуре ВВП более половины занимает сфера услуг. Но все мы знаем, что услуги некачественные, цены неадекватные. Это касается любой сферы: образование, здравоохранение, транспорт, связь, банковские услуги, гостиничные, ресторанные. Здесь и кроются возможности, — отметила Махмутова. — Качество услуг нужно повышать, цены снижать, так как снижение покупательской способности населения будет приводить к снижению спроса.
Только качественные услуги по адекватной цене могут спасти половину ВВП. Кроме того, так можно повысить возможности туристического сектора». Сейчас, по ее информации, доля туризма в ВВП Казахстана — менее 1 процента. Например, в Кыргызстане туризм дает почти 5 процентов ВВП, для сравнения — почти столько же дает наше сельское хозяйство. «Для развития туризма не нужны огромные инвестиции в такие проекты, как “Кок-Жайляу”. Акцент нужно сделать на экологический туризм, который может развивать малый и средний бизнес. Как информационную, рекламную поддержку нужно использовать тот факт, что National Geographic Traveller включил Алматы, Казахстан в ТОП 16 мест, которые нужно посетить в 2016 году», — поделилась таким взглядом эксперт.
Экономист также придерживается мнения, что в следующем году бизнес из-за падения доходов будет вынужден идти на сокращения рабочих мест, что скажется на росте безработицы. «По принципу Парето, обычно 20 процентов кадров выполняет 80 процентов работы. Поэтому работодатели должны избавляться от балласта. Офисные клерки, которые перекладывали бумажки с места на место, должны озаботиться своей производительностью, искать новые возможности, а не сидеть и дожидаться, когда их сократят», — отметила Махмутова. В свою очередь, директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков отметил, что возможные риски для экономики РК могут появиться по линии обеспеченности пассивов денежных властей в национальной валюте их активами в иностранной валюте. «В роли актива в иностранной валюте в первую очередь выступают валовые международные резервы Нацбанка РК.
Что касается пассивов, ими являются различные денежные и квазиденежные агрегаты, в первую очередь, денежная база (резервные деньги), — отметил эксперт. — Следующий риск может наблюдаться по линии сальдо платежного баланса по текущим операциям. Вопреки распространенным представлениям, по итогам девяти месяцев 2015 года счет текущих операций сложился отрицательным. Этому способствовало не только снижение профицита торгового баланса, но и дефициты по балансам услуг, первичных и вторичных доходов».
По словам Арыстанбекова, если в 2016 году сохранится данный дефицит, то в таких условиях профинансировать отрицательное сальдо платежного баланса можно либо за счет притока зарубежных инвестиций (пока они приходят в Казахстан). либо использования валютных резервов Нацбанка РК (когда приток инвестиций в страну прекращается).
В целом, на его взгляд, сдерживающими факторами принятого антикризисного плана правительства являются двухсекторная модель ценообразования между экспортно-сырьевыми и внутренне-ориентированными отраслями, давление на бюджет, образуемое сектором социальных услуг, бизнес, основанный на госбюджете и бюджете квазигосударственного сектора, растущая нагрузка на товаропроизводящие секторы, несоблюдение правительством Казахстана базовых стадий индустриализации, несоответствие стратегических целей и задач Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию РК мировым трендам достижения высоких темпов экономического роста и так далее. «Другими словами, в 2016 году все зависит от того, как и насколько эффективно правительство справится с задачами, связанными с нейтрализацией структурных противоречий и диспропорций в экономике», — подытожил эксперт.