Уже почти год как ситуация вокруг Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) в Казахстане будоражит общественное мнение. Недовольство вызывают намерения направить «длинные сбережения» казахстанцев на государственные нужды. Началось все в середине прошлого года. Тогда госбанк страны, специализирующийся на финансировании крупных инфраструктурных проектов – АО «Банк Развития Казахстана» – объявил о том, что он получил из ЕНПФ транш в размере 15 млрд тенге (45 млн долларов США). На эти деньги он прокредитовал строительство нового торгово-развлекательного центра в Астане MEGA Silk Way. Этот новый ТРЦ на левом берегу казахстанской столицы уже сдали в эксплуатацию, приурочив его открытие к началу международной выставки Астана ЭКСПО-2017, которая стартует через два с половиной месяца.

 

За то, что пенсионные деньги пошли на строительство очередного развлекательного центра в Астане, БРК подвергся жесткой критике. По мнению общественности, целесообразнее было бы направить народные сбережения на строительство дорог, школ, больниц, в общем, вложиться в гражданскую инфраструктуру.

 

Консолидированную позицию по этой проблеме высказала глава Народного банка Казахстана Умут Шаяхметова:

 

«Возможно, эти деньги следовало бы размещать не в постройку какого-то торгового центра, а в инфраструктуру, в те же больницы, жилые дома, дороги, аэропорты. Тут нужно ставить вопрос приоритетности финансирования тех или иных объектов за счет средств ЕНПФ», - заявила глава крупнейшего в Казахстане банка.

 

Дальнейшие события только обострили ситуацию вокруг фонда. В конце 2016 года в прессе появилась информация о том, что руководство ЕНПФ одобрило крайне сомнительную сделку, перечислив 5 млрд тенге (15 млн долларов США) на приобретение облигаций строительной компании ТОО «Бузгул Аурум». Пенсионные деньги оказались фактически потеряны. В начале 2017-го Комитет нацбезопасности Казахстана (КНБ) взял под стражу председателя правления ЕНПФ Руслана Ерденаева. В настоящий момент следствие продолжается.

 

История с арестом главы ЕНПФ невольно усилила позиции инициаторов использования пенсионных накоплений «по назначению», то есть на строительство жилых домов, дорог, аэропортов. В правительстве решили не размениваться по мелочам, а приступить к масштабному осуществлению инфраструктурных проектов на деньги вкладчиков пенсионного фонда.

 

Около месяца назад на заседании правительства выступил Берик Бейсенгалиев, управляющий директор по оптимизации активов Фонда национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына», предложивший направить дополнительное финансирование из ЕНПФ на электроэнергетическую инфраструктуру. Проект, о котором шла речь, к тому времени уже был профинансирован из пенсионного фонда на сумму 47,5 млрд тенге (152 млн долл. США).

 

Бейсенгалиев уточнил, что инвестиции нужны для реализации второго этапа проекта строительства транзитных высоковольтных линий «Север – Восток – Юг» – он подразумевает возведение и прокладку высоковольтных линий по маршруту «Семей – Актогай – Талдыгоркан – Алма». Несмотря на то, что в обороте названного инфраструктурного проекта оказалось 47,5 млрд тенге, источником которых также был ЕНПФ, фонду «Самрук-Казына» понадобилось еще 36 млрд 300 млн тенге (109 млн долларов США), и из того же источника. Любопытно, что хоть сколько-нибудь заметной медийной реакции просьба топ-менеджера ФНБ «Самрук-Казына» не вызвала.

 

Однако аналогичное предложение Министерства по инвестициям и развитию (МИР) произвело громкий шумовой эффект. Напомним, что в феврале, выступая на коллегии ведомства, первый заместитель министра по инвестициям и развитию РК Альберт Рау сообщил, что МИР рассматривает возможность привлечения 50 млрд тенге (140 млн долларов США) из ЕНПФ для производства грузовых вагонов на отечественных машиностроительных предприятиях.

 

Напомним контекст этой инициативы. Пару месяцев назад, выступая в правительстве, исполнительный директор Республиканской ассоциации горно-добывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец рассказал о том, что серьезная нехватка вагонов в Казахстане привела к сбоям в транспортировке угля.

 

Николай Радостовец пояснил, что в ноябре и декабре 2016 года казахстанские угольные компании, такие как «Арселор», «Богатырь», «Казахмыс» и «Шубаркуль», не были обеспечены вагонами. Нехватка составляла порядка 30%.

 

«Компании не смогли выполнить принятые обязательства. Мы очень хотели бы на всю страну сказать, что в стране угля хватает, дефицита угля нет, и пусть население и посредники это знают. Дело в вагонах!», - эмоционально заявил Николай Радостовец.

 

Спустя месяц МИР РК выработало предложение, как покрыть недостачу вагонов и предотвратить в будущем коллапс в секторе перевозок угля.

 

Однако инициатива, высказанная представителем ведомства, вызвала настолько бурную реакцию в соцсетях, что рациональность потерпела сокрушительное поражение перед эмоциями. Министерство было обвинено в попытке «покушения» на народные деньги. Хотя повторимся, этому предшествовали 261 млн долларов, выделенных на строительство высоковольтных линий, 45 млн долларов, направленных на строительство торгово-развлекательного центра, и 15 млн долларов, канувших в недрах ТОО «Бузгул Аурум». На этом фоне инициатива МИР РК выглядела весьма безобидно и даже рационально. Тем не менее, именно она вызвала острое неприятие общества.

 

Произошедшее еще раз иллюстрирует отсутствие четкой стратегии инвестиций средств ЕНПФ. По сути, нет даже представления, должна ли быть в этой сфере государственная монополия или следует вернуться к конкуренции частных пенсионных фондов – депутатский корпус время от времени выступает с подобными инициативами. По сути, ни правительство, ни управляющий фонд не могут определиться, какие объекты считаются дозволенными и «кошерными» для инвестирования пенсионных средств, а какие табуированными.

 

 

Источник: ia-centr.ru