В своем выступлении глава группы «Сентрас» Ельдар Абдразаков рассказал о системных рисках казахстанской экономики. Он напомнил, что в прошлом году говорили, что CFO выполняет роль Джеймса Бонда из известного фильма «Агент 007». По его словам, главными принципами прошлого года были «главное - выжить», «один в поле воин» и «пленных не брать». Глава группы «Сентрас» отметил, что в прошлом году экономика достигла дна, от которого она начала отталкиваться и расти. - Первые признаки роста уже проявляются, и этот год должен был стать годом «Ла-Ла Ленда». Но, к сожалению, вряд ли это случится. Скорее всего, в Казахстане это будет год «Бухгалтера», который в нашем прокате проходил под названием «Расплата», - сказал Ельдар Абдразаков.
Спикер назвал три вывода, которые связывают казахстанские реалии с этим фильмом:
- нужна единая математика;
- важны семейные ценности;
- необходим моральный кодекс.
Более того, вопрос морального кодекса, по его мнению, будет для Казахстана стоять очень остро.
- В этом году нам придется вспомнить простые истины, о которых хорошо сказал американский предприниматель Уоррен Баффет. Первая: «Никогда не зависьте от единственного источника доходов, инвестируйте в создание дополнительного источника». Казахстан не сможет долго ставить на нефть, поэтому необходимо диверсифицировать экономику. Вторая: «Если вы тратитесь на вещи, которые вам не нужны, то очень скоро вы будете продавать то, что вам нужно». Эта цитата, на мой взгляд, связана с финансовыми рисками Казахстана, - сообщил глава группы «Сентрас».
Бизнесмен назвал пять основных рисков для экономики Казахстана и разместил их в порядке наростания значимости.
Как он пояснил, под риском №5 - банковский сектор. По словам Абдразакова, казахстанская модель банковского сектора не работает уже давно. Подобная ситуация происходит в других странах, но в нашей стране, как он подчеркнул, она очень серьезная.
- Когда мы говорим о приобретении банков, то сразу вспоминается выражение Уоррена Баффета, которое я привел вторым, - заметил он.
По его словам, системные риски также связаны с тем, что сегодня банковский сектор ориентируется на ту клиентскую базу, которая не имеет собственного капитала. Либо этот собственный капитал настолько несущественный, что для банковского сектора незаметен.
- Сегодня существует расхождение между клиентами банка и самими банками. Клиенты заинтересованы в погашении кредитов. Банки у нас работают в духе ломбардного финансирования и, в первую очередь, думают о залогах. Выходит, что бизнесмены говорят на разных языках с представителями финансовых структур. Мы уже давно не понимаем друг друга, - объяснил Ельдар Абдразаков. - Поэтому модель не работает, и необъявленная холодная война бизнеса и банковского сектора давно идет. Нам нужна перезагрузка банковского сектора.
Спикер также рассказал, что сегодня единственным банком, который предоставляет долгосрочное тенговое финансирование в Казахстане, является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). И это, по его мнению, отражает, насколько далеко мы зашли.
- Мы можем строить планы на будущее, но нам нужно разобраться в проблемах, которые стоят перед нами сегодня. Где причина того, что банковская модель не работает? На этот вопрос я бы хотел ответить французским выражением Cherchez la femme («ищите женщину»). Где та женщина из банковского сектора, которая не дает ему работать? Надо ее поискать, - сказал спикер.
Елдар Абдразаков отметил, что банковский сектор, конечно, погряз в своих проблемах, но в Казахстане есть еще более фундаментальная проблема - рынок недвижимости.
Глава группы компаний пояснил, что проблема рынка недвижимости – основной камень банковского сектора, который тянет БВУ вниз. По словам Абдразакова, тех денег, которые выделяются для оздоровления банковской сферы, недостаточно для решения их проблем.
- Для решения этой проблемы мы должны посмотреть, что происходит с рынком недвижимости и ценами на жилье. В начале 2000-х разница между стоимостью одного квадратного метра в долларах по отношению к месячной зарплате была незначительной. В 2006 цены на недвижимость превышали доходы в 6,8 раз. Сегодня эта разница снижается, но до сих пор остается достаточно высокой, - объяснил он.
Глава группы «Сентрас» отметил, что эту проблему нужно решить, и сравнил отношение банковского сектора и недвижимости с фильмом «В постели с врагом». По словам Абдразакова, каждый чувствует себя в этом союзе жертвой.
Системный риск, который специалист разместил на позиции №3 - отсутствие компетентности, которая влияет на выбор путей решения различных проблем. Бизнесмен пояснил, что сегодня государство решает проблемы через накопление капитала и создание из него подушки безопасности. По словам спикера, главный вопрос, который задают регуляторы, насколько большой должна быть эта подушка. Ему поиски на этот вопрос напоминают фильм «Шпион, выйди вон».
- Поиски «шпиона» занимают большую часть работы нашего регулятора. Хотя здесь вопрос должен быть другим - является ли подход к накоплению подушки безопасности правильной концепцией для регулятора? - задал он риторический вопрос.
По мнению бизнесмена, этот метод применяли 50 лет назад, и с тех пор он устарел.
- Мы живем совсем в других режимах, и применять эту меру, во всяком случае, в Казахстане, очень сложно. Использование капитала в таких целях не работает. Банковский кризис у нас произошел, и основной причиной тому – некомпетентность, - заметил спикер.
Системным риском №2 является монополитная операционная система. Для Чтобы объяснить суть этого риска, Абдразаков привел пример инвестирования в суперкомпьютеры в начале девяностых годов прошлого века. Он напомнил, что эти системы были размером с комнату и писались на монополитном языке программирования, который сегодня не используется.
- Казахстанская система сильно напоминает этот язык. Поэтому я хотел бы привести аналогию с фильмом «Экипаж», когда капитан Вайтекер спас людей и самолет, но был признан пьяницей и дебоширом. К сожалению, нам очень часто приходится действовать на рынке в режиме капитана Вайтекера, потому что системных рисков намного больше, чем сам банковский сектор, - заметил спикер.
Сегодня индустриальные риски и операционная среда убивают казахстанский рынок. По словам Абдразакова, регулятор апеллирует низкими рейтингами операторов, но существует барьер индустриального потолка и операционной среды.
- Хочу привести аналогию с нашей компанией по страховому рейтингу от Moody`s. Если посмотреть на уровне компании, то финансовые показатели, которые существуют, были уровне ААА. Для рейтинга этого мало, потому что существуют индустриальные риски. И эти индустриальные риски приводят к корректировке рейтинга, которые ставят потолок. Соответственно, ты не можешь прыгнуть выше потолка, - говорит он. - Дополнительный вес приходится на операционную среду, который занимает 50% в рейтинге. Он сразу приводит к В. Конечный результат рейтинга – ВВ. Наверное, выражение «Ты не можешь быть большим католиком, чем папа римский» сегодня подходит и нам.
По его оценке, проблема индустриальных рисков и операционной среды – это то, что убивает казахстанский рынок.
- Регулятор апеллирует к низким рейтингам наших операторов, а я показал живой пример того, как они работают. Пока мы не устраним барьер индустриального потолка, операционной среды, не ожидайте чуда от частного сектора, - подчеркнул Абдразаков.
Самым значимым риском бизнесмен назвал боязнь неопределенности, потому что сегодня регулятор и государство в целом связаны с тем, что мы живем в полной неопределенности.
- К сожалению, режим, в котором мы находимся, это режим начала XX века. Мы больше хотим строить планы, но мы четко должны понимать, что дальнейшее наше развитие будет жизнью в постоянном кризисе. Это режим с постоянной неопределенностью. ХХI век - это век постоянной неопределенности. И он несет много положительного. Мы должны отойти от понимания «жить правильно» и начать «жить разумно». Очень много правильных идей предлагается, очень мало разумных. И очень важно: одна вещь – то, что мы говорим, другая – то, что мы делаем. Поэтому хочется завершить свое выступление выражением Кейнса: «Мудрость учит нас, что для репутации лучше ошибиться традиционным путем, чем нестандартным», - резюмировал Ельдар Абдразаков.
Бизнесмен не сказал, в каком фильме описывается аналогичная ситуация: видимо, картину с таким сюжетом еще не сняли.
Источник: Forbes Kazakhstan