Начиная с 1930-х гг. широко распространен тезис, согласно которому есть естественное развитие от валютных до торговых войн, а затем и до реальных войн. 

Валютные войны не длятся постоянно. Они возникают при определенных условиях и сохраняются до тех пор, пока не произойдет либо системная реформа, либо системный крах. Причем валютные войны возникают при слишком высоком уровне задолженности и при слишком небольшом росте.

В этих условиях страны пытаются сбить рост у торговых партнеров, удешевляя свои валюты, чтобы продвигать экспорт и создавать рабочие места, связанные с экспортом.

Проблема с валютными войнами заключается в том, что страны могут получить краткосрочную помощь, удешевляя свои валюты, но рано или поздно их торговые партнеры также удешевят свои валюты, чтобы восстановить экспортные преимущества. В такой игре победителей нет. 

Спустя несколько лет бесполезность валютных войн становится очевидной, страны переходят к торговым войнам. Они состоят из карательных тарифов, экспортных субсидий и нетарифных барьеров для торговли.

Динамика такая же, как в валютной войне. Первая страна, которая вводит тарифы, получает краткосрочное преимущество, однако затем торговые партнеры устанавливают ответные тарифы. 

Торговые войны дают тот же эффект, что и валютные войны. Несмотря на иллюзию краткосрочного преимущества, в долгосрочной перспективе ситуация лишь ухудшается. Исходное состояние слишком большой задолженности и слишком малого роста никуда не исчезает.

Усиливается напряженность, формируются конкурирующие блоки, и начинается реальная война. Так что реальные войны имеют под собой довольно явные экономические причины. 

В XX веке началась валютная война в веймарской Германии с гиперинфляции (1921-23 гг.), а затем продолжилась в результате французской девальвации (1925 г.), девальвации в Великобритании (1931 г.), девальвации в США (1933 г.) и еще одной девальвации во Франции и Великобритании (1936 г.).

Глобальная торговая война возникла после принятия закона Смута - Хоули о тарифе (1930 г.) и установления ответных тарифов торговых партнеров США.

Затем началась реальная война с японским вторжением в Маньчжурию (1931 г.), японским вторжением в Пекин и Китай (1937 г.), немецким вторжением в Польшу (1939 г.) и японским нападением на Перл-Харбор (1941 г.).

В итоге мир оказался охвачен пламенем Второй мировой войны, а международная денежная система находилась практически на дне вплоть до Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.

Повторяется ли ситуация сегодня? К сожалению, да.

Новая валютная война началась в январе 2010 г. благодаря усилиям администрации Обамы, направленным на содействие росту США со слабым долларом. К августу 2011 г. доллар США достиг рекордно низкого уровня.

Другие страны не замедлили с ответом, и после "дешевого доллара" последовали "дешевый евро" и "дешевый юань". Опять валютные войны завели в тупик. 

Начались торговые войны. В четверг 27 июля Конгресс США принял один из самых сложных законопроектов об экономических санкциях и направил его президенту Трампу для подписания. Трамп подписал его, хотя и без энтузиазма.

Но точка зрения Трампа не имеет большого значения. Законопроект был принят большинство голосов в палате представителей и сенате, поэтому даже если бы Трамп наложил вето на законопроект, конгресс отменил бы это решение. 

Этот новый закон предусматривает, что американские компании не могут участвовать в российских операциях по разведке нефтяных и газовых месторождений в Арктике. Также иностранные компании, которые ведут бизнес с Россией в освоении Арктики, будут запрещены на американских рынках.

Эти новые санкции представляют собой экзистенциальную угрозу для России, потому что она в немалой степени зависит от доходов от нефти и газа, необходимых для того, чтобы стимулировать ее экономику. Россия пытается контролировать новые месторождения, чтобы сохранить свою квазимонопольную позицию в качестве главного поставщика энергии в Европе. России нужны западные технологии для решения проблем освоения Арктики.

По сути, этот закон затрудняет усилия России в финансовом и технологическом планах и ослабляет контроль над глобальными энергетическими рынками.

Россия уже поклялась нанести ответный удар.

Тем не менее российский ответ не будет состоять из взаимных санкций в отношении США. Россия будет использовать наиболее подходящие средства, в том числе кибератаки.

Если вы проснетесь в один прекрасный день и обнаружите, что энергосистема, банки и фондовые биржи закрыты, можете поблагодарить президента Путина и Конгресс США за разворачивание финансовой войны и кибервойны, которую ни одна из сторон не смогла проконтролировать.

Между тем, началась долгожданная торговая война с Китаем. Это торговая война, которой президент Трамп угрожал все время, пока шла его предвыборная кампания. Однако, после того как Трамп принял присягу в качестве президента США, он не предпринимал никаких действий в отношении китайской торговли и валютной политики. Трамп не объявил Китай "валютным манипулятором" и не ввел тарифы на китайскую сталь и алюминий, реализуемые на рынках США и всего мира. 

Причина, по которой Трамп не предпринял никаких решительных действий, заключалась в том, что ему необходима была помощь Китая в противодействии ядерной программе Северной Кореи. 

Но Китай ничего не сделал для изменения поведения Северной Кореи, не сделает этого и в будущем. Теперь у Трампа нет причин сдерживаться. Белый дом уже начал развязывать свой грозный арсенал торгового оружия против Китая.

Администрация Трампа четко изложила свои намерения ввести тарифы на дешевую китайскую сталь и алюминий и наказать Китай за кражу интеллектуальной собственности США. После этого будут предприняты дополнительные меры для наказания китайских банков, которые помогают Северной Корее финансировать программы вооружений.

США могут заблокировать приобретения американских фирм, сделанные у китайских компаний. Это возможно благодаря работе Комитета по иностранным инвестициям в США, или CFIUS. Этот комитет уже заблокировал несколько китайских сделок.

К ноябрю США объявят Китай валютным манипулятором, что откроет новый процесс рассмотрения и приведет к дальнейшим санкциям. Как и Россия, Китай ответит санкциями, тарифами и запретами на американские инвестиции в Китае. Приготовьтесь к тотальной финансовой войне между США и Китаем.

Эта торговая и валютная война потрясет рынки и станет основным встречным ветром для мирового роста.

Германия также находится в подвешенном состоянии из-за ее огромного торгового профицита. 

Трамп уже разорвал Транстихоокеанское соглашение и объявил Канаде, Мексике и Южной Корее, что их торговые сделки должны быть пересмотрены.

Ни один из этих торговых партнеров не поддержит нападение США на двусторонние торговые отношения. Стоит ожидать ответных мер. Сейчас на нас надвигается полномасштабная торговая война.

Дальше начнется реальная война с Северной Кореей, которая неизбежно затронет Россию, Китай, Южную Корею и Японию. Это будет равнозначно Второй мировой войне.

Как замечательно заметил Марк Твен, "история не повторяется, но рифмуется".

Сегодня ситуация очень напоминает ситуацию 1930-х гг. Будем надеяться, что все зайдет не так далеко, как тогда. Но для рынков даже небольшая часть повторяющейся истории может оказаться фатальной. Поэтому нынешние валютные и торговые войны могут привести к временному падению стоимости активов.

 

Источник: Вести.Экономика