Свой "цивилизационный выбор" - Европа или Россия - Украина делает сегодня на Майдане Незалежности и площадях всех крупных городов страны. Группа европейских экономистов пошла другим путем и сравнила выгоды от двух торговых соглашений - с ЕС и с Россией. Получилось, что смысла лезть на баррикады вообще нет.

 

 

Экономическая интеграция с соседями является эффективным способом "взбодрить" экономику. Одними из первых это поняли европейские страны, которые не только уничтожили границы, но и объединились в валютный союз.

 

В 1993 году они создали экономическое объединение, получившие название Европейский союз.

Соглашение о свободной торговле позволило членам ЕС сохранять полную независимость и суверенитет в отношении внешних тарифов для третьих стран, но обязывало их отказаться от импортных пошлин друг для друга.

 

Россия создала новое экономическое пространство на развалинах СССР через 17 лет - в 2011 году году заработал Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. После этого пришел черед и Украины определяться со своим будущим.

 

 

Между Западом и Востоком

 

Находясь посередине между Россией и Евросоюзом, Украина оказалась между молотом и наковальней. Ситуация осложняется тем, что, выбрав одно из торговых объединений, она автоматически сжигала мосты для присоединения к другому. Членство в Таможенном союзе препятствовало бы любым переговорам с другими зонами свободной торговли. Точно так же европейские чиновники не собирались спокойно смотреть на участие Украины в других торговых союзах.

 

Таможенный союз изначально создавался с прицелом на Украину. И отказ Киева присоединиться к нему значительно снижал выгоды нового экономического объединения.

 

В 2012 году Евразийский банк развития (ЕАБР) подсчитал, что в случае вступления Украины в торговый союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном совокупный прирост ВВП четырех стран к 2030 году составит $1,1 трлн. Экономика Украины за 20 лет обогатится на $219 млрд, России - на $632 млрд.

 

А вот интеграция с Евросоюзом, наоборот, привела бы к потере Украиной 1,5% ВВП. Однако украинских политиков эти прогнозы не останавливали, и они продолжали переговоры с Европой. Венцом их усилий должно было стать подписание на саммите в Вильнюсе соглашения об углублении зоны свободной торговли (DCFTA) с Евросоюзом. Однако буквально за неделю до события, Украина все отыграла назад и решила-таки интегрировать свою экономику с российской.

 

 

Невыгодный Таможенный союз

 

Европейские экономисты подсчитали, что союз с Россией тоже чреват для Киева потерями. Директор программы мировой экономики CEPR Бернард Хокман, директор консалтинговой компании Jensen Analysis Джаспер Дженсен и консультант Всемирного банка Дэвид Тарр проанализировали, чем может обернуться членство Украины в ТС.

 

Участие в Таможенным союзе будет означать, что Украине придется поднять свои тарифы: общий внешний тариф в ТС выше, чем те пошлины, о которых Украина договорилась при вступлении во Всемирную торговую организацию.

 

В этом случае остальные члены ВТО получат право повышать тарифы уже против украинского экспорта, чтобы компенсировать свои потери.

 

Расходы украинских фирм на экспорт своих товаров вырастут, они выпадут из международных цепочек поставок.

 

 

Выход для Украины

 

Украине не нужно выбирать меньшее из двух зол, считают экономисты. Вместо этого Киев должен стать буфером между Россией и ЕС и сосредоточиться на смягчении трений между государствами. Недавнее предложение Украины о создании совместной комиссии Украины, России и ЕС в целях содействия торговле могло бы стать шагом в этом направлении.

 

Кроме того, Украине нужно работать над условиями ведения бизнеса в стране. Пока что она занимает 137 место из 185 в Индексе трансграничной торговли Doing Business. Без серьезных улучшений, она не сможет получить выгоды ни от одного из союзов.

 

 

Худший выбор

 

Сейчас же Украина оказалась в худшей ситуации из возможных. Мало того, что она увязла в политическом кризисе, она серьезно уменьшила простор для маневра в будущем.

 

Украина уже отложила на неопределенное время подписание соглашения с ЕС. При этом новые условия могут быть хуже предыдущих. А проводить экономическую интеграцию с Россией на фоне бурных протестов будет очень сложно, если вообще возможно.

 

 

Александр Морозов, главный экономист HSBC

 

Политические события на Украине приняли неожиданный характер и переросли в политический кризис. Пропрезидентская партия теряет своих депутатов и лояльных чиновников, а следовательно, и преимущество, которое лежит в основе шаткого политического лидерства в стране.

 

Президент и правительство рискуют потерять контроль над ситуацией, мы ожидаем важных политических изменений в скором времени.

Как и любой политический кризис, нынешний коллапс на Украине несет в себе много неопределенности и это увеличивает суверенные кредитные риски.

 

На данный момент, мы продолжаем думать, что у власти есть ресурсы для обслуживания своих долговых обязательств. Тем не менее, если политический кризис не будет разрешен в ближайшее время, это повлечет за собой непредсказуемые последствия для государственных финансов страны.

 

 

Финмаркет