Ставки по кредитам в казахстанских банках по факту не снижаются. Наоборот, ситуация усугубляется, а само положение дел в банках настолько тревожное, что может повлиять на стабильность всей финансовой системы страны. Тем временем, казахстанцы фактически оказались в кредитной кабале, которая выгодна банкам. Об этом размышляют известные казахстанские эксперты Мурат Темирханов и Рахим Ошакбаев.
Член правления, директор исследовательского департамента компании Halyk finance Мурат Темирхановпредставил результаты исследования, которые свидетельствуют о том, что дорогие кредиты – это только одна из многих причин стагнации банковского кредитования в Казахстане.
Причины стагнации банковского кредитования, по словам Темирханова, в структурных проблемах экономики РК, негативном влиянии государства на рыночные отношения в финансовом секторе и несвоевременные действия Нацбанка по отношению к проблемным банкам. Все это вкупе сильно сдерживало рост финансовой системы и, как следствие, обусловило высокие процентные ставки на кредиты.
По данным эксперта, малый и средний бизнес в основном кредитуется в банках, однако, доля МСБ в экономике очень низкая (27%). Госкомпании занимают очень большую долю в экономике и получают финансирование либо от государства и квазигосударственных организаций (ЕНПФ, Байтерек), либо, благодаря своим высоким рейтингам, финансируются за рубежом. Частные недропользователи и прочие экспортеры сырья также занимают большую долю в экономике и традиционно финансируются за рубежом или им помогает государство.
По факту крупный бизнес в Казахстане финансируется вне банковской системы. По информации МВФ, долговые обязательства корпоративного сектора на конец 2016 составляли 92% к ВВП, а кредитный портфель юридических лиц составлял 19% от ВВП.
По информации первого кредитного бюро, кредитный портфель банков для бизнеса - юрлиц и ИП на конец марта 2018 состоял из: 21,3% - предприятия, 9,5% - средние предприятия, 59,0% - малые предприятия, 4,7% - индивидуальные предприятия, 5,5% - не идентифицированные.
Тем временем, экономист обратил внимание на стремительный рост доли госкомпаний в экономике. На конец 2007 активы «Самрук-Казына», и Казагро составляли 44% от ВВП. На конец 2016 активы «Самрук-Казына», «Байтерек» и Казагро составляли 59% от ВВП или 74%, включая ЕНПФ. На конец 2007 активы «Самрук, Казына», и Казагро, размещенные в банках, составляли примерно 9% от их обязательств (0,97 трлн тенге). На конец 2016 активы «Самрук-Казына», «Байтерек», Казагро, и ЕНПФ, размещенные в банках, составляли примерно 26% от их обязательств (5,98 трлн тенге).
Сегодня очевидно существующее негативное влияние государства на рыночные отношения. Государственная практика выдачи кредитов по ставкам значительно ниже рыночных. Государственные средства, включая деньги госкомпаний, распределяются между банками на нерыночной основе. Пенсионные и бюджетные деньги направляются на государственные бизнес-проекты, которые в нормальных рыночных условиях не смогли бы найти финансирование. Тем временем, Нацбанк начал финансировать отдельные банки по ставкам значительно ниже рыночных.
«Так почему в Казахстане дорогие кредиты? Это связано с тем, что в Казахстане относительно высокая инфляция и, соответственно, высокие ставки привлечения денег на рынке, относительно высокий кредитный риск заемщиков. Еще одна проблема – отсутствие диверсификации экономики. Крайне высокая сырьевая зависимость приводит к девальвации и инфляции при падении цен на сырье. Отсутствие информации по консолидированному госбюджету и плохая фискальная дисциплина приводят к завышенным государственным расходам», - сказал Мурат Темирханов.
Причины высокого кредитного риска заемщиков эксперт видит в структурных проблемах экономики, таких как слабая развитость частного предпринимательства, отсутствие диверсификации экономики, доминирование крупных и государственных компаний, непрозрачность ведения бизнеса и большая доля теневой экономики, высокие уровни коррупции и проблемы с верховенством законов, большая зарегулированность экономики.
По словам эксперта, сегодня очевидна негативная роль государства по субсидированию ставки кредита. Выдача кредитов, по которым процентная ставка искусственно занижена за счет государства, искажает рыночные отношения в финансовом секторе. Финансирование государства по низким процентным ставкам сильно ограничено в объемах, однако оно фактически не позволяет банкам выдавать кредиты по рыночным ставкам за счет средств, привлеченных на рынке. Одинаковая льготная ставка для всех заемщиков демотивирует банки в кредитовании малого и более рискованного бизнеса, выравнивает все банки между собой, что не приводит к улучшении их деятельности.
Выдача государственных кредитов по низкой ставке искажает учет государственных субсидий. По словам Темирханова, необходимо перейти от ставок ниже рыночных на прямое субсидирование процентных расходов заемщиков.
Председатель попечительского совета центра прикладных исследований «ТАЛАП» Рахим Ошакбаев подчеркнул, что кредитование экономики стагнирует, ставки остаются высокими. Наблюдается существенный разрыв между валютными депозитами и кредитами. Тем временем банки наращивают ликвидность, которая изымается Нацбанком через краткосрочные ноты. Несмотря на снижение базовой ставки, объем нот Нацбанка растет. Поэтому, остается непонятным, как и когда будет сдуваться «нотный пузырь». Избыточная ликвидность усиливает давление на курс тенге, и сейчас достоверно неизвестна реальная глубина проблем банковского сектора. Неясно, каким образом будут решаться новые проблемы БВУ, если программа оздоровления будет закрыта.
«Государство вынуждено оказывать поддержку банковской системе. В прошлом году на оздоровление банков было выделено более 3 трлн. тенге. В тоже время, несмотря на проводимое оздоровление банков, объем кредитования не увеличивается и все еще находится на уровне 2015 года. Ставки по кредитам остаются высокими. Сейчас банки кредитуют бизнес под 13%, а население почти под 20%.На сегодня, по сути, единственным вариантом получения доступного кредитования являются государственные программы. В Казахстане кредитование составляет всего 24% к ВВП, три года назад было 31%. Для сравнения, даже в России 48%! Банки годами все оздоравливают, да спасают, а кредитование только падает, как и сами банки. Базовая ставка вроде как снижается, а нацбанковский нотный пузырь все растет и страшно представить, что будет, когда он лопнет», - заключил Рахим Ошакбаев.
Источник: exclusive.kz