На аналитическом Олимпе начались пророческие игры – в центре внимания цены на нефть. Но, как всегда, эксперты расходятся во мнениях: одни говорят, что уже в среднесрочной перспективе цены вырастут, и значительно, другие уверены, что всплеска ожидать не следует.

 

Трамп толкает нефть вверх?

Итак, самый оптимистичный на данный момент прогноз представили аналитики ведущего американского банка Bank of America, простите за тавтологию. Они считают: что нефть может достигнуть уровня в $100 за баррель, если ситуация в странах-экспортерах Венесуэле и Иране приведет к нарушениям поставок на мировые рынки. Тогда баррель нефти сорта Brent может достигнуть отметки в $90 уже во втором квартале 2019 года.

Они отмечают, что на рост цен влияют проблемы с поставками нефти из Ирана и Венесуэлы и сокращение мировых запасов топлива. Реклама

Эксперты подчеркивают, что на рост цен на нефть также влияют новые санкции, введенные США в отношении Ирана.

Столь оптимистичный взгляд основан на тренде роста цен на нефть – впервые с ноября 2014 года баррель превысил $76. Таким образом рынок готовится к возобновлению американских санкций в отношении крупного экспортера нефти, которые будут способствовать дальнейшему ужесточению условий на мировом рынке черного золота.

Чуть ранее управление энергетической информации Минэнерго США (EIA) повысило прогноз по средней цене нефти марки Brent в 2018 году с $63,36 до $70,68 за баррель. Об этом говорится в ежемесячном краткосрочном прогнозе EIA. В 2019 году ведомство прогнозирует среднюю цену нефти Brent на уровне $65,98.

Прогноз EIA по средней цене на нефть марки WTI на 2018 год также увеличен – c $59,37 до $65,58 за баррель в апрельском прогнозе.

Нефтяные цены идут в рост, несмотря на рекордные уровни добычи в США – на 2018 год прогнозируется рекордный уровень в 10,7 млн. баррелей в сутки (годом раньше средний уровень добычи составил 9,4 млн. баррелей в день). В 2019 году EIA прогнозирует добычу в США на уровне 11,9 млн. баррелей в сутки, что выше предыдущего прогноза в 11,4 млн. баррелей.

ОПЕК в раздумьях

Как известно, президент США Дональд Трамп 8 мая объявил о выходе Вашингтона из Совместного всеобъемлющего плана действий – сделки, которая ограничивала ядерные разработки Тегерана в обмен на отмену санкций Совета Безопасности ООН и односторонних ограничительных мер, введенных в свое время США и ЕС.

В этом же контексте прозвучало предположение, что, возможно, США подпишет с Ираном иное соглашение. При этом, однако, американцы выдвинули Ирану фактически заведомо невыполнимые условия. Что почти автоматически означает: США не только вернут старые, но и введут новые санкции.

В общем, технический комитет ОПЕК+ в больших раздумьях, что делать. 22 мая на заседании в Джидде (Саудовская Аравия) будет обсуждаться вопрос о дальнейшей реализации сделки по ограничению добычи нефти в условиях введения американских санкций против Ирана.

Иран – третий по величине производитель нефти в ОПЕК, его текущая производительность составляет 3,8 млн. баррелей в сутки. Примерно 2 млн. баррелей из этого объема он экспортирует. Основные рынки сбыта для Ирана – страны АТР, а также страны южной Европы. И, по мнению министра нефти Ирака, ОПЕК+, вероятно, будет вынужден пересмотреть квоты по ограничению добычи.

О готовности заместить выпадающие объемы иранской нефти в случае реализации санкций уже заявила Саудовская Аравия. Этот вопрос также обсуждается в консультациях с коллегами по ОПЕК и Россией.

Сценарий, когда не будет препятствий для увеличения квот по поставкам нефти на мировой рынок, вполне устаивает все страны картеля, и, вероятно, он может быть легко реализован. Именно такой точки зрения придерживается международное агентство Fitch Ratings. Более того, оно ожидает избытка нефти на фоне санкций против Ирана и возврата цен к уровню $50-60.

«Страны ОПЕК+ могут изменить свою стратегию по продлению сделки в 2019 году на фоне введения санкций против Ирана, которые подразумевают ограничения на экспорт иранской нефти. В совокупности с ростом сланцевой добычи в США это может привести к новому переизбытку на рынке нефти и возврату нефтяных котировок к уровню $50-60 за баррель», – это цитата из аналитической статьи Fitch.

По мнению аналитиков, решение США ввести санкции против Ирана теоретически ведет к ситуации дефицита нефти на рынке. В этом случае цены на нефть сохранятся выше отметки $70 за баррель, рассуждают они.

«Однако такой высокий уровень не сохранится надолго, так как большинство производителей нефти адаптированы к ценам на нефть на уровне $50-60 за баррель. К тому же рост добычи нефти в США снижает шансы на то, что ОПЕК+ продлит сделку после 2018 года. Но и без этого страны ОПЕК+, скорее всего, будут вынуждены пересмотреть действующие сейчас договоренности об ограничении добычи и нарастить ее. В этом сценарии, цены, вероятнее всего, вернутся к уровням $50-60 за баррель», – говорится в сообщении.

В целом Fitch сохраняет консервативный прогноз по ценам на этот год – на уровне $57,5 за баррель.

За кого играет правительство?

Для Казахстана текущая ситуация очень выгодная. С ростом цен на нефть растут доходы бюджета, улучшается платежный баланс страны, правительство может выдохнуть с облегчением: самое худшее, пожалуй, позади.

Кстати, это произошло чуть раньше, еще до трамповского наступления на Иран: в начале апреля министр национальной экономики РК сообщил о том, что прогноз цены на нефть в 2018 году увеличен с $45 до $55 за баррель. Таким образом, произошло уточнение прогноза основных макроэкономических показателей в лучшую сторону.

Прогнозы довольно сдержанные – профильное министерство перестраховывается, не собирается закладывать в базовый сценарий более высокую цену на нефть. Ему комфортнее перевыполнять планы и получать излишки, которые легко можно перераспределять на те цели, которые как будто бы недофинансированы.

В частности, есть планы направить дополнительные доходы, которые будут получены наверняка, на реализацию послания главы государства. Как заявил профильный министр Тимур Сулейменов, «Там есть прямые поручения по части увеличения заработной платы учителям, в части финансирования дорог местного значения, финансирования проектов, связанных с водоснабжением в сельской местности».

Из этих же «излишков» будут профинансированы пять социальных инициатив главы государства — начало газификации центрального региона, увеличение государственного образовательного заказа и другие.

То есть, деньги еще не заработаны, но им нашли применение – меньше всего правительство желает включать режим экономии и оптимизировать свои затраты по другим статьям.

Растущие цены на нефть, по идее, должны отразиться и на курсе национальной валюты. Однако расчетный курс тенге не пересматривается: он как был, так и остается на уровне 340 тенге за $1. То есть, дорожающая нефть почти никак не способствует укреплению национальной валюты. Такое положение вещей устраивает прежде всего нефтедобывающие компании: они получают все большие доходы, не прилагая к этому каких-то дополнительных усилий: конвертировать валютную выручку по более высокому курсу для уплаты налогов и выплат зарплат очень выгодно. И правительство, похоже, на их стороне.

 

Источник: Zonakz.net