В июле 2008 г. Барак Обама, тогда еще кандидат в президенты, провозгласил на многотысячном митинге в Берлине, что "для истинного партнерства и истинного прогресса необходима постоянная работа и определенные уступки". То же самое можно сказать и о свободной торговле.

Ошибки Барака Обамы в торговой политике могут стоить миру $600 млрд

Если свободную торговлю не будут поддерживать мировые лидеры, то ее быстро задавит узконаправленный экономический национализм, пишет британский журнал The Economist.



Сегодня Обама начал уступать протекционистам внутри собственной партии. Если он не сможет убедить демократов, то мир потеряет уникальную возможность провести крупномасштабную либерализацию. Это также будет означать, что Америка отказывается от роли защитника свободной глобальной экономики. 


Обама очень вяло поддерживал свободную торговлю во время первого срока. Во втором четырехлетии он стал немного активнее: Америке были предложены два амбициозных соглашения с крупными тихоокеанскими экономиками и Евросоюзом, что в свою очередь стало новым толчком для ведения переговоров по глобальной торговле. Наступило время, когда "постоянная работа и определенные уступки" могли принести результат. 



Члены ВТО одобрили пакет реформ в декабре – первое по-настоящему многостороннее соглашение за 20-летнюю историю организации. Дипломаты отметили усилия Белого дома посадить за стол переговоров постоянно спорящих республиканцев и демократов. Неожиданный сдвиг произошел и в других сферах, включая либерализацию рынка услуг и информационных технологий, а также снижение барьеров по обмену "экологически чистых товаров и услуг", что удешевит борьбу с глобальным потеплением. 



Однако проблема в том, что все торговые соглашения должен одобрить конгресс. Предыдущие президенты имели важное преимущество: ускоренную процедуру рассмотрения документов (fast-track) по продвижению торговли, которая позволяла главе Белого дома направлять новые соглашения конгрессменам лишь для простого "да" или "нет". Без ускоренной процедуры законодатели могут "уничтожить" предложенный Обамой документ различными поправками. В данной ситуации ни одна страна не хочет вести серьезные переговоры с Америкой. 



Последний раз конгресс утвердил ускоренную процедуру в 2002 г., но она закончилась в 2007 г. Администрация Обамы была уверена, что fast-track будет возобновлена, но большая группа конгрессменов, главным образом из Демократической партии, выступила против этого шага. Учитывая ноябрьские промежуточные выборы в конгресс, Белый дом не хочет ввязываться в политическую драку с однопартийцами. 

 

Эффекты от свободной торговли США и ЕС

Следует ли паниковать по этому поводу? Оптимисты уверены, что после выборов конгрессмены восстановят ускоренную процедуру. Другие сомневаются в необходимости новых торговых соглашений для США. 


Между тем, практически готовые соглашения поражают своим масштабом. Согласно оценке экспертов Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (TTIP) и Транстихоокеанское партнерство (TTP) могут увеличить годовой мировой ВВП на $600 млрд (это все равно что добавить еще одну Саудовскую Аравию). Примерно $200 млрд из этой суммы придется на Америку.



Тактически даже незначительное замедление может оказаться фатальным для обоих соглашений. Но в США сегодня нет единодушной поддержки расширения зоны свободной торговли. В сложившейся ситуации отчасти виноват сам Обама. Глава Белого дома не очень активно объяснил Америке все выгоды предложенных торговых соглашений. 



В глобализации нет ничего неизбежного. Правительства возводили барьеры раньше – с ужасными последствиями в 1930-х гг. – и могут это сделать вновь. Именно поэтому тревожит, что США, оплот свободной глобальной экономики, посылают миру изоляционистские сигналы. Недавно Конгресс США, даже не обсуждая, отказался увеличить согласованный прежде финансовый взнос США в МВФ. ФРС настаивает на введение новых банковских нормативов, которые позволят регулятору наказывать иностранные банки за мелкие недочеты. 



Обама медлит с одобрением строительства чрезвычайно важного нефтепровода из Канады и с разрешением на экспорт американского природного газа. 

"Америка не может уйти в себя", - заявил Обама в 2008 г. в Берлине. В 2014 г. Обама отвечает: "Да, мы можем