Президент России Владимир Путин распорядился создать в России национальную платежную систему. Тем самым он окончательно подтвердил намерения руководства страны, резко отреагировавшего на санкции основных международных платежных систем Visa и Mastercard в России.
При этом президент сослался на опыт азиатских стран, в первую очередь, Китая и Японии, системы которых конкурируют с «большой двойкой» как на внутреннем, так и на региональном рынке. Между тем, создание такой системы, тем более в короткий срок (в СовФеде обещают до лета), определенно потребует масштабных капиталовложений.
Приостановка Visa и Mastercard обслуживания карт банка «Россия» и ряда других стало довольно скромной по масштабу акцией, предпринятой в рамках санкций против российского бизнеса. Тем не менее, опасения, что в дальнейшем подобные шаги могут распространиться на куда более широкий круг банковских эмитентов, сохраняются. В таком случае эффект для всей финансовой системы может быть угрожающим, с фактическим параличом миллионов транзакций. Основная идея создания НПС и состоит в том, чтобы защититься от подобного рода шоков.
Собственно, в качестве примера Путин привел Японию и Китай, которые в разное время создали свои НПС, ориентированные на собственный рынок. Впоследствии они смогли завоевать популярность и за рубежом. На самом деле, платежных систем в мире великое множество, и значительная часть из них получила гордую приставку «национальная». Впрочем, реально заставить потесниться Visa и Mastercard сумели очень немногие.
В сущности, успех этих двух систем объясняется тем, что они были в числе первых. В 60-е годы пластиковые карты быстро покоряли США, соответственно возник и спрос на объединение их в одну систему. Во многом это было вызвано высокой мобильностью населения. Человек мог менять города и штаты проживания, пользоваться услугами разных банков, но при этом не заводить каждый раз новую карту. Бизнес в США всегда был охоч до инноваций, поэтому банки довольно быстро договорились об объединении усилий.
В частности, Visa была создана под патронатом Bank of America (именно поэтому она вплоть до 1984 года называлась Bank Americard). Позднее она была переформатирована в некоммерческую ассоциацию банков-партнеров, но затем акционировалась и в 2008 году вышла на IPO, которое стало одним из самых успешных в истории американского фондового рынка. Mastercard возникла в конце 60-х, довольно быстро объединилась в альянс с потенциальным конкурентом из Европы Eurocard, а затем и поглотила европейскую систему Europay, став одним из гегемонов рынка. В самой Европе ничего подобного этим гигантам-монополистам создать не удалось: до недавнего времени единый европейский рынок все же был абстракцией, а каждая страна по отдельности и близко не стояла к США по объему оборотов.
Япония
Япония, несмотря на экспортоориентированный тип экономики, всегда была страной особой и несколько закрытой для иностранцев. Завоевать японский рынок в какой-либо сфере всегда было нелегко, а в малопрозрачной финансовой - особенно. Поэтому японцы с самого начала решили полагаться на себя. В 1961 году было создано Японское кредитное бюро (JCB), к 1968 году ставшее сильнейшим игроком на внутреннем рынке.
С начала 1980-х JCB начала стремительно расширять свое присутствие на рынке Восточной Азии, проникнув практически во все страны региона. В первую очередь, речь шла об «азиатских тиграх» вроде Гонконга и Сингапура, но впоследствии японская система оказалась востребованной и на потенциально безразмерных рынках Китая и Индонезии. Основной доход (около 3 миллиардов долларов в год) компания получает все же с Японии. Всего услугами JCB пользуются около 80 миллионов человек, карты принимают более чем в 24 миллионах магазинов, а объем транзакций достигает 63 миллиарда долларов. Компания имеет 20 дочерних структур и выпускает более полусотни видов карт.
Китай
Китайские компании во многих отраслях экономики являются крупнейшими в мире. Так и среди платежных систем самой крупной по объему выпуска карт является вовсе не Visa, как можно было бы предположить, а китайская UnionPay. В 2013 году количество эмитированных карточек составило 3,4 миллиарда штук. Карты принимаются в миллионах банкоматов в Китае, но не только. К примеру, в США при помощи карточек UnionPay деньги можно снимать в банкоматах Citigroup.
UnionPay является единственной платежной системой Китая и была создана указом сверху. Среди ее учредителей почти все более или менее крупные китайские банки, включая «большую четверку» государственных. Насколько эта система является прибыльной, неясно, так как основные финансовые показатели организации не разглашаются, хотя она и имеет акционерную форму.
С 2013 года UnionPay присутствует и в России, после того, как регуляторы внесли ее в список платежных систем страны. Здесь сфера ее применения пока ограничивается денежными переводами, а также снятием наличных в банкоматах приграничных городов. Тем не менее, темпы роста UnionPay весьма высоки и расширение ее присутствия стоит ожидать как в РФ, так и в других развивающихся странах.
Индия
В Индии о создании НПС задумались в середине 2000-х годов, посмотрев, что характерно, на китайский опыт. В то же время NPCI, структуру, которая обслуживает карточные транзакции, решили создать как некоммерческое партнерство, в котором ведущую роль сыграл Резервный банк Индии. NPCI первоначально занималась переводом государственных субсидий в регионы, но затем возникло ответвление, занявшееся непосредственно работой с розничными платежами. Проект RuPay был запущен в 2012 году в партнерстве с американской Discover.
Платежи RuPay принимаются в 235 индийских банках, выпускающих карты в этой системе. Впрочем, пока объем транзакций невелик, а деньги можно снять только в 150 тысячах банкоматов страны. О масштабной внешней экспансии речи пока не идет.
Россия
Проект национальной платежной системы в России обсуждался с начала 1990-х годов. Однако проект государственного значения так и не был реализован. В то же время в разных регионах страны появилось несколько более мелких частных систем, самой известной из которых является созданная в 1994 году в Новосибирске «Золотая Корона». Сейчас в системе выпущено более 19 миллионов карт, которые обслуживаются в 18 тысячах банкоматов. Сама компания утверждает, что ее карты «превосходят западные аналоги по надежности» и за 19 лет ее работы с картами не произошло ни единого случая мошенничества.
В целом, судя по мировому опыту, в создании своей карточной платежной системы нет ничего невозможного. Другое дело - вопрос сроков и объемов. Китайская и японская системы (наиболее успешные альтернативы глобальным лидерам) создавались многие годы и захватывали долю рынка постепенно, а не в спешном порядке в связи с внешнеполитическими потрясениями. Кроме того, базовыми для JCB и UnionPay являлись гигантские по своим объемам экономики Китая и Японии, с которыми Россия в одном ряду стоять не может. Так что в обозримом будущем российский рынок карт, скорее всего, будет по прежнему зависеть от Visa и Mastercard.
Дмитрий Мигунов