На фоне бесчисленных реорганизаций и кадровых перестановок нынешнего года вне поля зрения оказался Национальный банк – структура, играющая одну из ключевых ролей в экономической политике государства. Данный вопрос особенно интересен тем, что политика Нацбанка, фигура его руководителя, особенно в последнее время, вызывает достаточно бурное обсуждение.

Тут и пенсионная реформа, инфляция, проведенная в начале года девальвация тенге, а также общая стабильность финансово-банковской системы, которая после кризиса 2009 года и бурных политических разборок незаслуженно оказалась вне поля зрения. Добавим к этому списку и произошедшую в октябре 2013 года смену первого руководителя Нацбанка (Кайрат Келимбетов сменил Григория Марченко) и произошедшую затем реорганизацию управления банком.

 

Причем, если назначение долго и бурно обсуждалась, то второй вопрос оказался вообще вне поля зрения, хотя заслуживает достаточно пристального внимания.

 

Как известно, Национальный банк достаточно долго концентрировал в своих руках вопросы финансового надзора. В июле 2001 года Нацбанк «съел» Национальную комиссию по ценным бумагам, а в мае 2002 года – Комитет по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения, который в итоге вошли в ведение департамента финансового надзора Нацбанка. 31 декабря 2003 года на базе департамента было создано Агентство по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых организаций (АФН) как госорган, непосредственно подчиненный и подотчетный главе государства. Новая структура, хотя и привнесла большой вклад в повышение прозрачности и улучшение системы управления, финансовой системы страны, оказалась неспособна обеспечить указанный надзор в полной мере, хотя в условиях надувания кредитной пирамиды в середине 2000-х годов, когда в игре участвовали все сколько-нибудь значимые политические силы страны, это было бы, наверное, и не реально.

 

Бурный и мало чем оправданный (кроме жадности, естественно) бум закончился в 2007 году и четыре крупных банка (в том числе все три системообразующих) оказались в весьма неприглядной ситуации, что повлекло их частичную или полную национализацию и, соответственно, политические баталии.

 

Вместе с тем, само существование АФН продолжало подвергаться критике, причем, с двух сторон. Во-первых, речь шла об эффективности самого института, который в определенной степени проморгал кризис финансовой системы, а во-вторых, структурное разделение полномочий между Нацбанком и АФН было произведено не самым лучшим образом. В частности, из 4 тысяч единиц штатной численности, за Нацбанком остались 3640, хотя было достаточно очевидно, что вопросы финансового надзора «весят» намного больше 9% общего веса функций Нацбанка.

 

В итоге, в апреле 2011 года, после долгих дебатов, Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций было упразднено с передачей его полномочий Национальному банку. Аналогичная судьба постигла и Агентство по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы, созданное в феврале 2006 года в составе правительства, и, несмотря на достаточно бурную активность (в частности, в вопросах создания многих параллельных структур – той же финансовой биржи), закончившее свою работу достаточно неопределенными результатами, помноженными на последствия все того же кризиса.

 

На базе обоих ликвидированных агентств были созданы Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Комитет по развитию регионального финансового центра города Алматы Национального банка. Через полтора года, в декабре 2012 года, Комитет по развитию РФЦА был окончательно упразднен, а вместо него создан новый Комитет по защите прав потребителей финансовых услуг, тем более, что проблема с указанными потребителями становилась все острее в силу наличия и пострадавших от кризиса заемщиков, дольщиков, ипотечников, а также тем, что население упорно продолжало лезть в кредитную кабалу, не считая ни с собственными реальными доходами, ни с возможными правовыми последствиями.

 

Вместе с тем, возникла политико-правовая коллизия: всем были понятны сущность и полномочия комитета в составе министерства, но что такое комитет Нацбанка, каковы его реальный статус и полномочия – не было четко сформулированы. Структуры были созданы, но их реальная значимость и способность принимать решения оказались сомнительными.

 

К тому же структура Нацбанка достаточно сильно разбухла: 2 комитета, 24 департамента и самостоятельных управлений, множество дочерних структур и компаний (РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов», «Банковское сервисное бюро», «Казахстанский монетный двор», «Банкнотная фабрика», АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов», «Резервный центр НБК «Q-BRO», «Центр обеспечения деятельности Национального банка РК», «Единый регистратор ценных бумаг», «Фонд проблемных кредитов», «Национальная инвестиционная корпорация Национального банка», «Государственное кредитное бюро», «Центральный депозитарий ценных бумаг«). Причем весь рост аппарата происходил на фоне продолжающего ухудшения кредитного портфеля банков, остающейся на низком уровне финансовой грамотности населения и достаточно неблагополучной ситуации на страховом рынке и в пенсионном секторе.

 

Как известно, в течение последних лет, практически все руководителя правительства и Нацбанка, происходил постепенный процесс снятия ограничений, изначально наложенных на взаимосвязь банков второго уровня и накопительных пенсионных фондов. В итоге пенсионные, страховые, ипотечные компании оказались полностью подконтрольны банкам и их акционерам и топ-менеджерам, что обусловило снижение качества их балансов и фактически подвело черту под реформой 1997 года.

 

В июне 2013 года был принят закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», на базе которого был создано АО «Единый накопительный пенсионный фонд«» («ЕНПФ«) путем преобразования ГНПФ (долгое время ходившего по рукам между правительством и Нацбанком) и передачу ему активов прежних частных НПФ. Акционером ЕНПФ стало правительство, передавшее госпакет в доверительное управление Нацбанку. Пост руководителя фонда сохранила Долорес Медеушеева, работавшая заместителем директора департамента финансового надзора Нацбана, руководителем страховой компании «Казкоммерцполис», АО «Халык-Лайф» и АО «Казахинстрах» и возглавившая с приходом Марченко в Нацбанк ГНПФ.

 

Системные меры по модернизации финансового рынка страны, многократно декларированные, фактически не принимались. Девальвация национальной валюты, о необходимости и неизбежности которой много раз говорили эксперты, начиная с лета 2013 года, была отложена в долгий ящик, причем, по мнению ряда наблюдателей, с целью «не испортить» празднование 20-летия введения тенге. К этому можно добавить определенную бесконтрольность главного банка страны и отсутствие грани между государственными институтами регулирования экономики и корпоративно-банковским сектором.

 

В этих условиях главой государства было принято решение о смене руководства Национального банка. 1 октября 2013 года председателем Нацбанка был назначен вице-премьер Кайрат Келимбетов, в прошлом руководивший социально-экономическим отделом Администрации Президента, Агентством по стратегическому планированию, Министерством экономики и бюджетного планирования, фондом устойчивого развития «Казына», Администрацией Президента, фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» и Министерством экономического развития и торговли.

 

Процесс обновления руководства и структуры Нацбанка занял относительно продолжительное время. В январе 2014 года были назначены новые зампреды: Куат Кожахметов и Нурлан Кусанов сменили Абена Бектасова и Бисенгали Таджиякова (ветерана Нацбанка, бывшего на посту зампреда в 1988–1996, 1997 и 1999–2014 гг.).

 

Нурлан Кусаинов работал в ряде министерств, был одним из руководителей рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО, возглавлял АО «Центр маркетингово-аналитических исследований», инвестиционно-консалтинговую компанию «Al Falah Partners», а с 2011 по 2013 года был председателем правления АО «Банк развития Казахстана» – базового финансового института программы индустриально-инновационного развития. Куат Кожахметов долгое время работал в Нацбанке, руководил «Цеснабанком» и корпорацией «Цесна», затем с 2008 года был зампредом АФН и председателем КФН Нацбанка. Возможный конфликт интересов в данном случае микшируется тем, что «Цеснбанка», в отличие от многих, благодаря своей консервативной политике, практически не пострадал от финансового кризиса.
Свои посты сохранили заместители председателя Нацбанка Данияр Акишев (назначенный в 2007 году при Анваре Сайденове) и Дина Галиева (пришедшая в 2009 году вместе с Марченко из системы Народного банка). Оба ранее долгое время работали в Нацбанке: Акишев возглавлял департамент исследований и статистики, Галиева – департамент по работе с персоналом.

 

20 января 2014 года указом президента структура Национального банка была, наконец, изменена. Оба комитета были упразднены, вместо них созданы департаменты банковского надзора, надзора за субъектами рынка ценных бумаг, надзора за субъектами страхового рынка, инспектирования финансовых организаций, по защите прав потребителей финансовых услуг и управление контроля за ликвидацией субъектов финансового рынка. Реорганизации подвергся и ряд других структур.

 

В соответствии с новой структурой и необходимостью решать стоящий перед Нацбанком комплекс задач было проведено серьезное обновление кадров, в ходе которого можно отметить приход на ключевые посты членов команды Кайрата Келимбетова (известного, в частности, как раз-таки наличием многофункциональной команды, прошедшей с ним через различные министерства, АП и «Самрук-Казыну«) с одновременным сохранением профессионалов из числа кадровых работников Нацбанка и АФН.
Департамент организационной работы и контроля возглавил Кайрат Айтекенов, в прошлом председатель комитета охраны окружающей среды, вице-министр экономики и бюджетного планирования, вице-министр туризма и спорта, зампред правления ФНБ «Самрук-Казына». Его заместителем стал профессор Шерубай Курманбайулы, бывший директор Института языкознания и председатель Комитета по языкам МКИ РК.

 

Директором департамента наличного денежного обращения назначен Ардак Амангельдиев (выпускник National University of Singapore), работавший вице-министром здравоохранения (при Досаеве), управляющим директором ФУР «Қазына», заместитель заведующего отделом социально-экономического мониторинга АП, замгендиректора АО «КазТрансГаз». Пост его заместителя получил Самат Сагындыков – директор департамента МЭБП, управляющий директор АО «БРК Лизинг» и АО «НАТР».

 

Директором департамента обеспечения внутренней безопасности стал Амир Джалмуханбетов, в прошлом начальник Алматинского РУВД Астаны и заместитель начальника управления Комитета административной полиции МВД (сын генерала Армана Джалмуханбетова, начальника ДВД Астаны, ВКО. ЗКО и Атырауской области). Его предшественник Игорь Масленников был переведен зампредом правления в АO «Центр обеспечения деятельности Нацбанка».

 

Директор департамента правового обеспечения Нуркен Досмухамбетов (магистр права от University College London) перешел с поста директора юридического департамента АО «Банк развития Казахстана». Его старший брат Канат в свое время, кстати, был зампредом АФН и председателем Комитета казначейства Минфина.

 

Из БРК также перешел в Нацбанк и Миржан Каракулов (КИМЭП и магистратура Vanderbilt University). В банке развития он был директором департамента риск менеджмента и управляющим директором. В Нацбанке он возглавил департамента инспектирования финансовых организаций.

 

Ключевой департамент банковского надзора возглавил Керимкул Есбулатов. Ранее работал директором департамента бюджетного планирования и контроля фонда «Казына», управляющим директором АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Альянс Банк» и зампредом правления АО «Темірбанк» (последние два – после национализации). Департамент информационных технологий возглавил Асылбек Жангулов, работавший генеральным директором ряда ТОО, в том числе «Астана-ЕРЦ» – оператора столичных коммунальных платежей.

 

Айжан Жантаева стала директором департамента кадрового обеспечения, в ее послужном списке Администрация Президента, Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» и ТОО «Империал Тобако Казахстан».
На департамент монетарных операций и управления активами назначен Абай Искандиров (Oxford Brookes University), управляющий директор ФУР «Казына», заместитель заведующего Центром стратегических разработок и анализа АП и вице-министр экономического развития и торговли РК. Его замами стали Ращид Амиров, в прошлом директор департамента корпоративных финансов «Самрук-Казыны», и Жаслан Мадиев, работавший экспертом АП, директором департамента казначейства ФНБ и зампредом правления АО «Kazyna Capital Management» и «Банк развития Казахстана». Сестра Абая Искандирова, Шолпан Нурумбетова, работала зампредом правления «Альянс Банка» после его национализации, а в конце прошлого года перешла на аналогичную должность во вновь приватизированный «Темiрбанк».

 

Другой бывший вице-министр (труда и социальной защиты населения) Мади Умбеталиев (Гарвардский университет) стал директором департамента платежного баланса, валютного регулирования и статистики. После ухода из Минтруда он работал советником в Центре маркетингово-аналитических исследований, Нацбанке, «Самрук-Казыне» и вице президентом АО «Институт экономических исследований».

 

Айдар Казыбаев стал директором вновь созданного департамента международных отношений и связей с общественностью. До этого он был председателем Комитета торговли Министерства индустрии и торговли РК, руководителем секретариата Оргкомитета ЭКСПО-2017 и советником президента АО «КЕГОК» по вопросам реализации программы «Народное IPO». Его заместителями стали Кайрат Калиев, возглавлявший департамент внешних связей БРК, и Нурлан Дутбаев – управляющий директор БРК, ФНБ и вице-президент инвестфонда «CITIC Kazyna Investment Fund».

 

Ержан Колдасов (магистратура George Washington University), работавший в ФУР «Казына», ФНБ «Самрук-Казына», ТОО «Самрук-Казына Инвест», АО «БТА Секьюритис», был назначен директором департамента финансового учета и мониторинга финансовых операций.
Департамент по развитию регионального финансового центра города Алматы и исламского финансирования возглавил Ернар Нургалиев. До этого он работал управляющим директором АО «Фонд недвижимости «Самрук Казына», заместителем председателя правления АО «Казына Капитал Менеджмент» и АО «Темірбанк». Департамент по координации работы с государственными органами возглавил Бахытжан Саркеев, в прошлом – директор департамента корпоративного финансирования ФУР «Казына», госинспектор Администрации Президента, исполнительный директор ФНБ «Самрук-Казына», управляющий директор АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства», зампред Комитета развития предпринимательства МЭРТ.

 

Бывший аким Кызылординской области, председатель агентств по защите конкуренции и по защите прав потребителей Болатбек Куандыков и исполнительный директор Ассоциации экономистов Казахстана Олжас Худайбергенов стали советниками председателя Нацбанка. Также на должности советников были приглашены ряд бывших руководителей структурных подразделений банка – директор юридического департамента Аскар Уртембаев, директор департамента монетарных операций Акылжан Баймагамбетов, председатель Комитета по защите прав потребителей финансовых услуг (а ранее зампред НБ) Гульбану Айманбетова, ее заместитель Чингиз Канапьянов, директор департамента исследований и статистики Гульфайрус Шайкакова, экс-председатель правления АО «Фонд проблемных кредитов» Роза Раева.

 

Из «старых кадров», оставшихся или получивших повышение, можно отметить Сауле Рахметову, директора департамента бухгалтерского учета – главного бухгалтера Нацбанка, дважды занимавшую этот пост (в 90-х и с 2012 года). Ее замом стал Аскар Абдугапиров, прежний шеф департамента учета монетарных операций.

 

Сохранил свой пост директор департамента методологии контроля и надзора Нурлан Абдрахманов (University of York). Его заместителем назначена Динара Калиева (Birmingham University) – директор департамента корпоративного развития ФУР «Казына», департамента по стратегическому развитию и корпоративному управлению ФНБ «Самрук-Казына», департамента политики управления госактивами МЭБП.
Руслан Мусаев, с 2005 года работавший директором департамента платежных систем, был назначен директором департамента развития и управления платежными системами. Также сохранил свой пост и директор департамента финансовой стабильности (переименованного в департамент финансовой стабильности и управления рисками) Олег Смоляков (Warwick Business School).
Управление контроля качества государственных услуг возглавила Жанат Бадырленова, до этого директор департаментов по работе с персоналом и внутреннего аудита. Начальник операционного управления Дина Сундетова сохранила свой пост, переименованный в управление по обеспечению операционной деятельности.

 

Есжан Биртанов, бывший председатель правления АО «Национальная инвестиционная корпорация НБ РК», стал директором департамента планирования и бюджета. Доктор юридических наук Дархан Нурпеисов, работавший заместителем председателя Агентства и председателем Комитета по РФЦА, директором департамента по развитию РФЦА и исламского финансирования Нацбанка, был переведен директором административного департамента.

 

Мухтар Бубеев (выпускник London School of Economics and Political Science), руководивший департаментом надзора за банками АФН, Комитетом по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, стал директором департамента исследований и стратегического анализа. Его коллега Ануар Калиев, также руководивший департаментом надзора за банками КФН был назначен директором департамента надзора за субъектами страхового рынка.

 

Бакытжан Накенов, работавший замдиректора департамента внутреннего аудита, возглавил этот департамент. Его заместителем стал Алимжан Тохтасунов, временный поверенный в делах РК в Тайланде и директор РГП «Центр исследований финансовых нарушений» Счетного комитета.

 

Департамент надзора за субъектами рынка ценных бумаг возглавила Мария Хаджиева, возглавлявшая аналогичные структуры в АФН/КФН. Руководителем департамента по защите прав потребителей финансовых услуг стал Александр Терентьев, бывший шеф департамента организационной работы, внешних и общественных связей (считавшийся при Марченко «серым кардиналом» Нацбанка).
Казахстанскую фондовую биржу возглавил Максат Кабашев, начинавший в знаменитом когда-то «Акцепт-клиринге» и «Казахгазе», работавший с Келимбетовым в системе фонда «Казына», а затем руководивший национализированным «Альянс Банком». Бакыт Когулов, ранее работавший в АФН/КФН, стал председателем правления АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов». Председателем правления АО «Государственное кредитное бюро» стал Олжас Таубаев (сын экс-акима города Капчагай), учредитель и руководитель ТОО «Центрально-азиатское кредитное бюро».

 

АО Фонд проблемных кредитов» возглавил Ардак Тиес, зампредседателя АРЕМ, член правления АО «Национальный инновационный фонд», СПК «"Сарыарка», БТА Банка, БРК. Последние полтора года он возглавлял АО «Инвестиционный фонд Казахстана», проделав большую работу по возврату государственных инвестиций, вложенных его предшественниками не всегда ясно, куда и зачем. Его заместителями стали Ерлан Кенжебеков и Дина Темиргалиева, в прошлом также работавшие в ИФК.

 

Жанат Мырзабеков (бакалавриат и магистратура University of Muenster, ФРГ) стал генеральным директором АО «Резервный центр НБК «Q-BRO». Он работал завсектором АП, директором департамента индустриальной политики БРК и заместителем председателя правления АО «БРК-Лизинг». Председателем правления АО «Национальная инвестиционная корпорация Национального банка» стал Берик Отемурат (London Business School и КИМЭП). В его послужном списке: управляющий директор АО «Банк развития Казахстана», заместитель председателя правления АО «БТА Банк», директор казначейства и управления рисками АО «Фонд стрессовых активов». Бекболат Хамитов (Boston University), ранее советник в АО «Национальный инновационный фонд», финансовый аналитик и директор Астанинского офиса ТОО «Al Falah Investment Management (Kazakhstan) Limited», стал председателем правления АО «Единый регистратор ценных бумаг».

Буквально на днях произошло и достаточно знаковое для Нацбанка событие. Зампред банка Данияр Акишев был назначен заведующим отделом социально-экономического мониторинга Администрации Президента. Надо отметить, что служебным потолком кадровых работников НБ традиционно был пост, в лучшем случае, зампреда самого Нацбанка или руководителя банка второго уровня (Калибек Ахметжанов – Казкредсоцбанк, Николай Красовский и Бейсенбек Зиябеков – Казагропромбанк, Сейсен Сагындыков – Казкоммерцбанк, Алексей Дудкин – Альраун и т.д.). Единственным исключением является, пожалуй, уже упомянутый Таджияков, бывший одно время и.о. министра государственных доходов РК. Отчасти – Марат Кудышев – заместитель акима Алматы. Как правило, зампреды, делавшие карьеры в современном госаппарате страны, были для Нацбанка «варягами», пришедшими из науки или других сфер (Серик Аханов, Оразалы Ержанов, Григорий Марченко, Абдухалык Налибаев, Искандер Бейсембетов, Константин Колпаков, Анвар Сайденов, Болат Жамишев). Здесь можно провести параллель с выборными и «президентскими» сенаторами. Так что событие это достаточно беспрецедентное и отражается в целом на статусе Национального банка.

 

В целом, можно констатировать более чем серьезное обновление руководящего состава и, одновременно, тот факт, что Келимбетов за полгода своей работы в Нацбанке полностью взял под свой контроль управление этой структурой. Очевиден и факт наличия большой команды, более чем лояльной своему шефу и следовавшей за ним через все перипетии государственной и корпоративной карьеры. Редкий факт – среди новых директоров департаментов Нацбанка оказались четыре бывших вице-министра (Айтекенов, Амангельдиев, Искандиров, Умбеталиев). Аппарат, кстати, оказался достаточно молод – средний возраст по руководителям департаментам составляет 40 лет, при этом отмечается большое число выпускников программы «Болашак», прошедших, что немаловажно, необходимую обкатку в госаппарате и БВУ. Особо можно отметить кадры, прошедшие в последние годы через Банк развития Казахстана и Инвестиционный фонд. Первая структура провела большую работу по инвестированию перспективных проектов программы ФИИР и взаимодействию с крупными зарубежными финансовыми институтами, вторая – по коллекторской работе в сфере государственных инвестиций. Оба направления представляются особо важными в контексте работы Нацбанка. Важным штрихом к описанию обновленного руководства можно отметить тот факт, что среди него практически нет лиц, так или иначе аффилиированных с крупным банковским лобби (что неоднократно имело место в прежнем руководстве НБ и АФН), зато есть немало специалистов, имевших опыт разбирания тех завалов, которые успело наделать указанное лобби в предыдущие годы, включая печально знаменитые «схемы» БТА Банка и его беглого руководства. Да и не только они…

 

Как показывает опыт, разрекламированная в свое время финансово-банковская система Казахстана, хорошо работает только при постоянном росте, чего, к сожалению, текущая конъюнктура особо не позволяет. Поэтому сейчас предстоит провести серьезную работу по модернизации банковской, пенсионной, страховой системы, а заодно постараться привнести в отношение населения к «финансовой игле» хоть какое-то подобие логики и вменяемости.

 

 

Источник:  Nomad.su