Климатический саммит на площадке 74-й сессии Генеральной Ассамб­леи ООН значительная часть ведущих мировых изданий объявила главным событием года. В то же время далеко не все главы государств, прибывшие в Нью-Йорк на Генассамблею, стали участвовать в мероприятии.

Из более-менее известных в мировой политике людей на Климатическом саммите присутствовали только канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон, президент Турции Реджеп Эрдоган, министр иностранных дел КНР Ван И, глава Южной Кореи Мун Чжэ Ин, премьер-министр Индии Нарендра Моди, британский премьер Борис Джонсон, а также глава правительства Пакистана Имран Хан и президент Демократической Республики Конго Феликс Чисекеди. Многие страны обошлись представителями уровня вице-премьеров, другие – среди которых США, Саудовская Аравия, Австралия и Бразилия – вообще отказались от участия в саммите.

Все будет еще хуже?

Генсек ООН Антониу Гутерриш, ссылаясь на последние научные исследования по изменению климата, заявил в интервью накануне саммита о том, что планета стоит на грани глобальной катастрофы. «Мы уже видим последствия, и не только в виде все более разрушительных ураганов и таяния ледников. Экстремальная жара, новые болезни, возникающие там, где их не было, – все это угрожает здоровью людей».

На предупреждениях была построена речь Гутерриша и непосредственно на саммите. «Несколько дней назад я был на Багамах (14 сентября. – «Курсив»), где ураган «Дориан» два дня безжалостно крушил все, что попадалось ему на пути. Разрушения, которые я там увидел, были не просто ужасны. Все это больше походило на апокалипсис. Знайте: то, что мы видим, – это не просто разрушения. Это наше будущее», – заявил генсек ООН, обращаясь к участникам Климатического саммита. В числе первоочередных мер, которые необходимы для предотвращения климатической катастрофы, он назвал прекращение субсидирования добывающей энергетическое сырье промышленности, переход от использования ископаемого топлива на возобновля­емые источники энергии, а также повсеместное введение налога на потребление углеродов.

«Разве не абсурдно строить новые угольные элект­ростанции, которые окутывают черным дымом наше будущее, поощрять загрязнение воздуха, в результате которого по всему миру гибнут миллионы людей, а горожане в разных странах порой боятся даже выйти из дома?» – спросил Антониу Гуттериш у участников саммита. По мнению главы ООН, «мировое сообщество загнало себя в яму, и для того чтобы выбраться из нее, нужно перестать ее копать».

Тунберг не услышали

Самым эмоциональным на саммите было выступление уже номинированной на Нобелевскую премию экологической активистки, 16-летней школьницы из Швеции Греты Тунберг.

«Вы возлагаете надежду на нас, на молодежь. Как вы смеете?! Своими пустыми словами вы украли мои мечты, мое детство. Мне еще повезло. Люди страдают, умирают. Разрушаются целые экосистемы. Мы стоим в начале массового вымирания. А вы говорите только о деньгах, кормите нас сказками о непрерывном экономическом развитии. Как вы смеете?!» – процитировали обращение Тунберг, пожалуй, все издания мира.

И тем не менее особого эффекта и выступление Гутерриша, и гневная речь Тунберг на участников саммита, похоже, не произвели. Например, премьер-министр Индии Нарендра Моди, от которого сторонники зеленых движений ожидали покаяний за развитие угольной промышленности, в своем выступлении был невозмутим.

«Сегодня Индия представляет практический подход и дорожную карту для решения проблемы изменения климата. Мы собираемся к 2022 году увеличить мощность наших вырабатывающих возобновляемую энергию станций до 175 гигаватт, а впоследствии и до 450 гигаватт. Около 80 стран мира присоединились к нашей инициативе по созданию Международного солнечного альянса. Я рад сообщить, что поставим солнечные батареи на крыше здания ООН», – заявил Нарендра Моди, подчеркнув, что в Индии также запущены программы по экономии воды и отказу из использования одноразовых пластиковых пакетов и посуды. О раздражающей экологических активистов добыче и сжигании угля премьер-министр Индии предпочел не говорить.

Спокоен был и президент Турции Реджеп Эрдоган, которого зеленые активисты нередко обвиняют в поощрении развития загрязняющих атмосферу промышленных технологий. Эрдоган подчеркнул, что Турция расширяет свои леса и увеличивает число вырабатывающих возобновляемую энергию источников.

«Турция в настоящее время является региональным лидером в области возобновляемых источников энергии. Мы от них производим более 30% электроэнергии. Мы увеличим долю возобновляемой энергии в производстве электроэнергии до 39% к 2023 году», – отчитался перед участниками саммита Эрдоган, обойдя стороной и вопрос об активном использовании турецкой промышленностью угля, и тему отказа Турцией ратифицировать Парижское соглашение по уменьшению вредных выбросов в атмосферу. По последнему вопросу позиция Анкары вполне ясна: пока Турция не будет реклассифицирована как развивающаяся экономика, подписывать Парижское соглашение она не будет.

145145123.jpg

Вынужденные меры?

Зато президент Словакии Зузана Чапутова и новый премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис в буквальном смысле сорвали бурные аплодисменты. Первая заявила, что в Словакии было принято «политически немыслимое решение закрыть все угольные шахты» до 2050 года, предварительно прекратив субсидирование угольной промышленности к 2023 году.

Второй объявил, что к 2028 году Греция закроет все свои предприятия, которые работают на добываемом в стране буром угле.

Исследования климатологов показывают, что балканские страны, в число которых входит Словения и Греция, даже при повышении планетарной температуры на 1,5 по Цельсию окажутся в той зоне, где условия проживания людей заметно ухудшатся. Для Индии, восточной части Турции, юга Ирана, Сирии, Саудовской Аравии, района Кашгара в Синьц­зяне и восточного побережья Китая изменения климата будут критическими и могут спровоцировать появление климатических беженцев. Антониу Гутерриш, ссылаясь на последнюю информацию от климатологов, заявил, что «при нынешнем положении дел к концу текущего века Земля нагреется не на 1,5 градуса, а на 3 градуса по Цельсию», а значит, изменения станут еще более катастрофическими.

Претензии по-китайски

Китай не ставит под сомнение важность Парижского соглашения и гарантирует его выполнение. Выступая на Климатическом саммите ООН, министр иностранных дел КНР Ван И, являющийся одновременно официальным представителем главы Китая Си Цзиньпиня, заметил: «Мировое сообщество должно решительно отстаивать мультилатерализм, соблюдать принцип «общая, но дифференцированная ответственность», оказывать помощь развивающимся странам в повышении способности противостоять изменениям климата».

Позиция китайской стороны: если мировое сообщество решило бороться с изменением климата, то и финансировать экологический фонд ООН должны все в соответствии с уровнем своего экономического развития. Пока же о готовности увеличить сумму вкладов в Зеленый климатический фонд ООН кроме Китая, который уже гарантировал предоставить бедным странам к 2020 году $100 млрд на реализацию климатических проектов, объявила лишь президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин. Она сообщила, что ее страна теперь будет платить в фонд вдвое больше, чем прежде, – $200 млн.

Возможно, именно по этой причине наблюдавшие за работой саммита представители зеленых движений заявили о фактическом провале Климатического саммита, который был назван чрезвычайным мероприятием ООН. «Мировые лидеры не услышали призывы участников климатических акций протеста, прошедших по всему миру в прошлую пятницу. Саммит проложил четкую границу между теми, кто серьезно относится к науке о климате, и теми, кто к ней равнодушен», – заявили представители экологической группе Climate Nexus. «Этот саммит не состоялся, и это только спровоцирует рост протестов на улицах городов во всем мире», – такой прогноз дала лидер Greenpeace Дженнифер Морган.

 

Анатолий Иванов-Вайскопф, kursiv.kz