Поэтапный подход для эффективной адаптации инструмента формульного ценообразования в закупочной практике
Одним из наиболее ощутимых эффектов для компании от смены экономических циклов является изменение рыночных цен на сырье, используемое в производстве товарно-материальных ценностей. Любая продукция в структуре своей себестоимости имеет ряд компонентов, стоимость которых зависит от таких рыночных факторов как нефть, инфляция, обменные курсы и так далее. В подобных условиях у департамента закупок становится приоритетным решение задачи - каким образом можно управлять закупочными ценами на товары, работы или услуги, если их конечные цены зависят от ряда рыночных факторов? Применение подхода формульного ценообразования при заключении долгосрочных контрактов с поставщиками будет являться одним из эффективных решений для закупщика в подобной ситуации.
Формульное ценообразование как инструмент управления закупочными ценами
Концепция формульного ценообразования при заключении контрактов на закупку основывается на возможности управлять ценами товаров, работ или услуг, структура себестоимости которых зависит от различных внешних рыночных факторов в определенной мере. К подобным рыночным факторам относятся мировые цены на углеводороды, различные биржевые котировки, курсы валют, индексы инфляции и прочие индикаторы, которые являются составными компонентами при производстве материально-технических ресурсов.
Используя колебания подобных рыночных факторов, открывается возможность корректировать закупочные цены, что, в свою очередь, снижает риски неисполнения договора. Так, например, если рыночные цены на сырье (например, нефть, уголь, золото, медь и т.д.), используемое при производстве закупаемых товаров, остаются неизменными или снижаются, формульное ценообразование позволяет сократить риски того, что поставщик станет неоправданно завышать цены на итоговую продукцию. Однако, при использовании формульного ценообразования необходимо четко понимать, что подобный инструмент может действовать только в условиях, когда детально и прозрачно определена структура себестоимости закупаемой продукции. При этом, элементы структуры себестоимости должны в свою очередь быть зависимы от динамики цен различных рыночных факторов. В этом случае применение так называемой “формулы” в установлении цены при заключении контрактов на закупку будет нацелено прежде всего на то, чтобы, во-первых, сделать механизм корректировки цены в изменяющихся рыночных условиях полностью прозрачным, т.к. и закупщику и поставщику становится предельно понятно, от каких рыночных факторов («драйверов») меняется цена, а, во-вторых, иметь гибкий механизм реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, т.е. гибкий механизм изменения закупочной цены без необходимости заключения дополнительных соглашений к основному контракту.
Формульное ценообразование с позиции категорийного управления закупками
При разработке закупочных категорийных стратегий применение инструмента формульного ценообразования является одним, из так называемых «рычагов», по достижению эффекта экономии бюджета на закупках. Ключевой целью применения формульного ценообразования в рамках закупочной категорийной стратегии является снижение первого компонента показателя Совокупной стоимости владения - цены на закупку. Использование формульного ценообразования при разработке закупочных категорийных стратегий актуально в том случае, если цена на закупаемую продукцию является переменной величиной и зависит от рыночных факторов, информация о которых доступна и прозрачна для проведения анализа. В результате формульное ценообразование позволяет сократить закупочную цену конечной продукции при сохранении ее планируемого объема в условиях снижающихся трендов рыночных факторов, которые, в свою очередь, влияют на себестоимость закупаемой продукции.
При этом, «рычаг» формульного ценообразования адаптируется в виде перехода на долгосрочные соглашения со стратегическими поставщиками, и с четким закреплением того, что данная инициатива реализуется для таких категорий товаров, работ или услуг, на себестоимость которых оказывают влияние различные рыночные факторы, котировки которых категорийный аналитик может отслеживать как в режиме реального времени, так и иметь доступ к их истории. В то же время накопление истории котировок по широкому набору анализируемых рыночных факторов будет способствовать произведению оценки их взаимосвязей (корреляции) через инструменты статистического анализа, а также измерять их влияние на компоненты себестоимости закупаемой продукции.
Использование формульного ценообразования может показаться достаточно трудоемким процессом, особенно принимая во внимание такие требования как наличие необходимых данных по рыночным факторам, сложности при их внедрении в текущие аналитические инструменты закупочной деятельности или в условиях недостатка компетенций у аналитиков, производящих требуемые расчеты. Тем не менее, для эффективной адаптации инструмента формульного ценообразования в закупочную практику можно применить следующий поэтапный подход:
Этап 1 - Определение номенклатурных позиций по товарам, работам и услугам, цены которых зависят от рыночных факторов, чьи котировки легкодоступны и понятны для анализа
Этап 2 - Разбивка структуры себестоимости на индивидуальные компоненты по каждой номенклатурной позиции, определенной на этапе 1 и формирование связки каждого компонента с соответствующими рыночными факторами, влияющими на его конечную стоимость
Этап 3 – Выбор доверительных источников, первоначальный сбор и последующее накопление необходимой статистики котировок по рыночным факторам, определенным на этапе 2.
Этап 4 - Разработка математической модели формульного ценообразования и адаптация ее применения при проведении расчетов эффекта экономии через показатель совокупной стоимости владения по соответствующим категориям товаров, работ и услуг
Этап 5 - мониторинг эффективности применения инструмента формульного ценообразования, калибровка математической модели и проведение ее перенастройки в случае необходимости
Отдельно необходимо отметить, что данные пять этапов являются самыми общими и могут быть декомпозированы, расширены и дополнены исходя из специфики деятельности каждой компании, ее модели закупок и структуры затрат на закупки товаров, работ и услуг. Кроме того, каждый из пяти этапов целесообразно задокументировать в соответствующий методологический документ, цель которого регламентировать работу с инструментом формульного ценообразования.
Таким образом, применение инструмента формульного ценообразования в закупочной деятельности будет способствовать эффективному и своевременному управлению ценами на закупки продукции, себестоимость которой, в свою очередь, зависит от рыночных факторов. При этом закупщики будут иметь возможность аргументированно вести переговоры с поставщиками, опираясь на актуальную рыночную конъюнктуру, тем самым имея прочные обоснования своей позиции особенно при переговорах по снижению цены на закупаемую продукцию.
Источник forbes.kz