Инфляционное таргетирование - благо для казахстанской экономики. Но пока не существующее Монетарные власти Казахстана полтора месяца назад объявили о переходе к свободно плавающему тенге и инфляционному таргетированию. Экономисты собрались в стенах Нового экономического университета имени Турара Рыскулова, чтобы обсудить последствия данных мер.

 

Собравшиеся согласились, что решение Нацбанка РК перейти к инфляционному таргетированию правильно. Однако, как утверждают эксперты, нет условий, которые позволили бы заработать новой денежно-кредитной политике на всю мощь.

 

Директор общественного фонда «Центр анализа общественных реформ» Меруерт Махмутова выделила два фактора, которые необходимы для полноценного функционирования инфляционного таргетирования: институциональная среда и действенный процентный канал.

 

Под институциональной средой экономист понимает сильные институты и высокий уровень доверия экономических агентов к монетарным властям. «Переход к таргетированию инфляции предполагает открытую, прозрачную и транспарентную политику со стороны Национального банка», - заявила г-жа Махмутова. Меж тем сигналов к переходу к более прозрачным методам работы ЦБ не выказывает.

 

Сабит Хакимжанов, директор департамента исследований Halyk Finance, отметил, что переход к инфляционному таргетированию – процесс длительный. Например, сам Нацбанк утверждает, что полный переход к новой политике состоится только через пять лет.

 

«Поэтому не следует ожидать, что в течение одного дня мы получим все преимущества, связанные с инфляционным таргетированием. Самое сложное то, что любой центральный банк имеет слабые инструменты, влияющие на экономику с большими временным лагом», - сказал аналитик.

 

Из-за длительного временного разрыва между «действием» и «результатом», ЦБ трудно нивелировать запущенный механизм, если что-то пошло не так. Кроме того, казахстанские монетарные власти часто подвержены давлению извне. Они продиктованы сиюминутными потребностями, желанием распечатать Нацфонд и популистскими заявлениями. Чтобы улучшить работу Нацбанка, необходимо сделать его по-настоящему независимым, считает г-н Хакимжанов.

 

По его мнению, нужно усиливать компетенции регулятора в аналитике и прогнозировании. «Если взглянуть на ЦБ других стран, то они, в первую очередь, исследовательские институты, где операционная часть занимает небольшое место», - рассказал Сабит Хакимжанов.

 

Однако, как подчеркнули эксперты, последние действия Нацбанка не свидетельствуют, что он организовывает необходимую институциональную среду, настраивает трансмиссионный механизм под требования новой политики. Сегодня все манипуляции ЦБ сводятся к попытке зафиксировать курс доллара на уровне 270-280 тенге. Учитывая резервы монетарных властей, очевидно, что так долго продолжаться не может. Поэтому валютные интервенции дезориентируют экономических агентов и повышают девальвационные ожидания. По мнению г-жи Махмутовой, это происходит по причине нескоординированной, непоследовательной и непрозрачной политики казахстанского Нацбанка.

 

К идее дедолларизации экономики, объявленной правительством и Нацбанком, эксперт относится скептически. «Новая денежно-кредитная политика повышает долларизацию экономики, потому что не происходит снижение традиционных ожиданий. В настоящий момент будет либо дальнейшая конвертация тенговых депозитов в долларовые, либо и вовсе утечка депозитов из банковской системы», - поделилась прогнозом Меруерт Махмутова.

 

На вопрос модератора, представителя НЭУ, в прошлом главного экономиста АТФБанка Ханса Хольцхаккера «Что предприняли бы эксперты, окажись на месте председателя Нацбанка?», Сабит Хакимжанов ответил: «Примерно то же самое, что Нацбанк делает сейчас».

 

«Придется достаточно долго держать ставки на высоком уровне, намного выше инфляции. Но по мере того, как начнется процесс дедолларизации и возврата доверия к тенге, можно будет постепенно снизить процентную ставку до уровня прогноза по инфляции плюс 3-4 процента», - поделился своим мнением г-н Хакимжанов.

 

По его предположению, лишь после того, как инфляция установится в разумных пределах, можно будет снизить процентные ставки. Все это длительный процесс, напоминает г-н Хакимжанов. «Но это инвестиции в будущее. Альтернатива инфляционному таргетированию намного хуже; фиксированный курс означает, что выхода из туннеля не будет», - отметил аналитик. Он уверен, что с инфляционным таргетированием есть надежда снизить инфляцию до 2-3% в течение пяти лет. Как это было в Польше и Чехии - близких к нам по уровню экономического развития постсоциалистических странах, которые также перешли к таргету по инфляции.

 

Ануар Ушбаев, управляющий партнер консалтинговой компании Tengri Partners, поддерживает свободно плавающий курс и инфляционное таргетирование, «которое еще, естественно, не произошло». «Однако подчеркнул бы, что доверие к тенге просто так, от естественного порядка вещей не придет», - сказал экономист.

 

Одним из решений, по его мнению, могло бы быть назначение на пост председателя Нацбанка технократической фигуры с безупречной репутацией. «Однако и этого недостаточно, потому что дискредитация произошла не только на уровне Нацбанка, но и на других уровнях. Половина успеха любой макроэкономической политики - в том числе денежно-кредитной - заключается в доверии экономических агентов к способностям и намерениям властей, которые проводят эту политику. Нужны кардинальные меры, чтобы вернуть доверие, и они находятся не столько в руках Нацбанка», - заключил Ануар Ушбаев.

 

 

Источник: Expertonline.kz