Введение безусловного базового дохода — это, пожалуй, единственный способ предотвратить крах мировой экономики и поддержать потребление в эпоху стремительной роботизации

В последнее время правительства разных стран все чаще обсуждают возможность введения безусловного базового дохода. По этому вопросу проводятся референдумы, а экономические ведомства устраивают социальные эксперименты, призванные показать последствия этой революционной реформы.

Отношение к безусловному базовому доходу не всегда положительное. Так, в Швейцарии на референдуме за него проголосовали лишь 23%, а эксперимент, проведенный в Финляндии, многие поспешили объявить неудачным. Но так ли плоха идея безусловного базового дохода, и есть ли шанс, что именно она в недалеком будущем станет спасением от экономических потрясений?

Роботы вместо мигрантов

Тенденции, просматривающиеся в экономике и развитии технологий, говорят о том, что в ближайшие десятилетия рынок труда претерпит существенные изменения. Главным фактором в этом процессе выступает автоматизация производства и развитие искусственного интеллекта.

Уже сейчас существуют практически полностью автоматизированные конвейеры. Автоматические агрегаты печатают дома, активно ведется разработка беспилотных автомобилей, а роботы-программы потихоньку отнимают хлеб у журналистов. И подобные тенденции можно найти в большинстве областей экономической деятельности.

Развитие технологий, которые сейчас называют трудосберегающими, идет полным ходом. И на первый взгляд все вроде хорошо: мы наконец-то приближаемся к веку, когда, как пелось в песне из фильма «Приключения Электроника», «вкалывают роботы, а не человек».

Однако у всякой медали две стороны. Рост автоматизации производства, замещение сотрудников роботами ведет к снижению спроса на труд, а значит, и к увеличению безработицы. В сложившихся условиях спрос на многие профессии упадет до нуля. Одно из исследований Dell Technologies говорит о том, что 82% руководителей производственных предприятий на горизонте пяти лет рассчитывают на более тесную интеграцию людей и машин.

Как сказано в исследовании, «люди и машины станут работать бок о бок в одной команде». Дальше — больше. Во многих областях автоматизация начнет замещать человека. В работе «Потенциальная роботизация и экономика незнания в регионах России» старший сотрудник лаборатории исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС Степан Земцов указывает, что в случае одномоментной роботизации почти половина россиян могут потерять работу.

Отмечу, что процесс внедрения полностью автоматизированных систем будет происходить постепенно. Его интенсивность в разных отраслях будет отличаться, что можно наблюдать уже сейчас, однако общая тенденция прослеживается достаточно четко по всему миру.

Понятно, что часть профессий с трудно формализуемыми алгоритмами сохранится, по крайней мере в обозримом будущее. Однако большинство знакомых нам специальностей канет в Лету.

Останутся, например, профессии, считающиеся творческими и находящиеся в сфере культуры и развлечений. Люди продолжат преобладать на телевидении, в медицине, в ресторанном бизнесе и некоторых других предприятиях сферы обслуживания. Но и здесь у роботизации есть перспективы.

Например, возможна полная автоматизация ресторанов фастфуда и сервисов по доставке еды, а также обслуживания клиентов в банковской сфере. Последнее уже доказал второй по величине банк Китая — China Construction Bank, который запустил полностью автоматизированное отделение, где клиенты могут выполнять до 90% операций.

Есть будущее у роботов и в СМИ. Так, недавно финская государственная телерадиокомпания Yle представила код для своего «робота-журналиста» Voitto, который на двух языках пишет заметки о результатах хоккейных матчей, которые затем публикуются в мобильном приложении и на веб-сайте телеканала.

С развитием же нейросетей могут пострадать и творческие профессии. Не так давно журнал Bloomberg Businessweek выпустил номер, посвященный искусственному интеллекту, где на обложке стоит картина, нарисованная нейросетью.

Понятно, что в то же время будут появляться новые профессии. Люди, которые смогут переориентироваться и поддерживать высокий уровень знаний, получат высокооплачиваемую работу, однако количество рабочих мест существенно сократится относительно текущих уровней.

Экономические последствия

Опасения касательно «технологической безработицы» растут. Экономисты и политики предупреждают, что доля доходов от труда будет снижаться, а доход владельцев капитала — расти. В результате мы увидим обеднение населения и расширение пропасти между богатыми и бедными.

Однако в этой связи редко упоминается еще одно последствие. Снижение доходов населения приведет к сокращению потребления, дефляции и кризису перепроизводства. Капитал нужен тогда, когда он зарабатывает, а зарабатывает он в том случае, если компания, в которую он вложен, продает свою продукцию по цене выше, чем те расходы, которые она несет при производстве товаров и услуг.

Если же компания не может продать свою продукцию, то вложения капитала в ее производство оборачиваются потерями, что не устраивает владельцев капитала и ведет к сокращению инвестиций.

Сейчас основные расходы при производстве капитал несет по трем статьям: средства производства и сырье, оплата труда и налоги. Пропорции могут быть различными и существенно зависят от области, в которой работает компания.

При развитии роботизации и замене людей-работников машинами будет происходить перераспределение в двух первых статьях. Расходы на средства производства станут повышаться, а на труд — падать, причем гораздо быстрее. В результате у капитала будет расти доходность, что позитивно оценят его владельцы.

Но падение доходов от труда приведет к снижению возможностей потребления, в результате чего спрос на производимую капиталом продукцию начнет падать из-за высокого уровня предложения и низкого спроса.

В итоге капитал перестанет зарабатывать, так как потреблять будет просто некому: средств на руках у большинства населения будут хватать лишь на минимальный набор продуктов питания и товаров первой необходимости. Это может привести к существенному кризису перепроизводства, падению цен на товары и услуги. Главное последствие в этом случае — утеря капитала, что совершенно не входит в планы инвесторов.

Помочь избежать полномасштабного кризиса в этом случае может как раз введение безусловного базового дохода. При этом базовый доход может оказаться и условным: государство попросит неработающих граждан взять на себя определенные обязательства, например, минимальный набор общественных работ. Выплаты со стороны государства позволят поддерживать уровень потребления, что, в свою очередь, несмотря на низкий уровень доходов от труда, даст возможность компаниям реализовывать свою продукцию, а капиталу — зарабатывать.

Откуда государству взять средства? В первую очередь из налогов на доход капитала, которые придется повысить. То есть фактически мы получим перераспределение во всех трех статьях расходов капитала.

При снижении издержек на труд бизнесу повысят налоговые выплаты. Более того, капитал будет сам заинтересован в том, чтобы потребление оставалось стабильным. Государства же в данном случае выступят распределительным элементом системы, и путем налогового регулирования и посредством механизмов безусловного базового дохода смогут поддерживать ситуацию в равновесии. Таким образом, безусловный базовый доход если не для наших детей, то для внуков станет реальным способом избежать экономического коллапса и связанных с этим социальных потрясений.

 

Богдан Зварич, Forbes Contributor