Основные задачи цифровизации финансового сектора - оптимизация бизнес-проектов, усиление борьбы с коррупцией, а также повышение качества предоставляемых услуг, сообщает Zakon.kz.
На каком этапе находится этот процесс и чего удалось достичь?
Проект "Администрирование НДС с применением технологии Blockchain.
Налоговым кодексом предусмотрено с 1 января 2019 года в Казахстане использовать Контрольный счет НДС для плательщиков НДС на добровольной основе. Данный механизм внедряется с применением технологии Blockchain.
В рамках Налогового кодекса РК приняты нормы со сроком введения в действие с 1 января 2019 года, касающиеся открытия плательщиком НДС Контрольного счета НДС - отдельного банковского счета, используемого для раздельного учета движения денег по суммам НДС. К таким банковским счетам будет применяться отдельный режим осуществления операций путем ограничения вида проводимых операций, т.е. для зачисления сумм НДС на Контрольный счет НДС контрагента при взаиморасчетах между покупателями и поставщиками по поставке товаров, а также уплаты НДС в бюджет.
Основным принципом предлагаемого решения является отслеживание финансовых потоков НДС и прозрачности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиков в реальном времени для последующего ускоренного возврата НДС конечным потребителям товаров (работ и услуг).
Преимущества внедрения нового метода администрирования НДС с применением технологии Blockchain при использовании плательщиками НДС контрольных счетов НДС:
• сокращение сроков возврата НДС для экспортеров (с 55 до 1 рабочего дня);
• отмена налоговых проверок;
• поэтапный возврат НДС при реализации на территории Казахстана;
• повышение прозрачности администрирования НДС, которые приведут к невозможности применения серых схем.
У существующей практики администрирования много недочетов, включая мошеннических и коррупционных схем, длительная и сложная процедура возврата НДС. Новая система решает эти проблемы. Теперь информация по всем сделкам, например, выпущен счет-фактура, произошла оплата, сразу же будет отражена на всех узлах сети Blockchain в распределенном реестре. Это обеспечивает высокий уровень сохранности данных и исключает вывод денег в теневой оборот.
Важным элементом системы являются Смарт-контракты. Это автоматическое исполнение правил Налогового Кодекса - без участия бухгалтера формируются декларации по НДС, гарантируется уплата НДС в бюджет и осуществляется возврат НДС без налоговой проверки.
Планируется дальше развивать системы и сервисы особенно для финансового сектора и масштабировать опыт Казахстана в рамках ЕАЭС и другие страны.
В настоящее время все налоговые администрации Евросоюза прорабатывают вопрос внедрения технологии Blockchain в налоговой сфере, при этом в отдельных странах ЕС уже применяется автоматизированная система раздельных платежей с применением специального банковского НДС-счета, которая получила активную поддержку со стороны бизнеса и позиционируется как эффективный инструмент защиты добросовестных налогоплательщиков, поскольку НДС-мошенничество создает большую угрозу легальному бизнесу.
Внедрение ИС "АСТАНА-1"
Система АСТАНА-1 охватывает все таможенные процедуры и операции, интегрируется с налоговыми базами данных КГД МФ РК, а также осуществляет информационное взаимодействие с другими государственными органами РК.
Сам процесс оформления - от ввоза товара до его очистки - реализован в ИС "АСТАНА-1", что позволяет участникам ВЭД, находясь на единой информационной платформе производить любые операции - от подачи предварительной информации до контроля после выпуска товара, что ускоряет обработку данных.
Вопросы таможенных представителей и декларантов по процедуре заполнения деклараций и ее выгрузки рассматриваются специалистами органов государственных доходов в режиме onine с обязательным последующим направлением рекомендаций.
Все таможенные формальности, начиная с предварительного информирования, пересечения таможенной границы, контроля доставки товаров, заполнения ДТ, выпуска товаров и вплоть до контроля убытия товаров со складов временного хранения, будет производиться и органами государственных доходов, таможенными представителями, владельцами СВХ, декларантами, и таможенными перевозчиками по принципу одного окна в одной информационной системе АСТАНА-1.
ИС “АСТАНА-1” имеет ряд преимуществ, включая возможность осуществления автоматизированного контроля всего таможенного процесса. При отсутствии рисков ИС “АСТАНА-1” автоматически выпускает декларацию на товары. Существенную разницу между тем, как было и как стало, подчеркивает и другой важный момент - система предоставляется пользователям совершенно бесплатно. Более того, декларант может производить все таможенные операции, не покидая офиса - ему нужно иметь лишь доступ к Интернету, а также отслеживать в формате "обратной связи" статусы таможенной декларации от ввоза до полной очистки.
Среди очевидных плюсов - возможность формирования предварительной информации, которая в последующем преобразовывается в транзитную декларацию. После прибытия товара в пункт назначения она учитывается при формировании электронного документа хранения, который, в свою очередь, автоматически используется при формировании декларации на товары.
Кроме того, имеется антикоррупционный эффект, что позволило исключить прямой контакт между УВЭД и специалистом таможенного оформления до 9 раз.
В отличие от ранее действующей программы новый формат позволяет не только автоматически зарегистрировать, но и также автоматически выпустить декларацию по "зеленому" коридору. Время на обработку и выпуск деклараций по зеленому коридору составило не более 1 минуты. Раньше на подобные экспортные процедуры уходило от 55 минут, причем участникам внешнеэкономической деятельности необходимо было прийти в таможенный орган лично.
Данные нововведения положительно отразились на бизнесе, так сократились финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности за счет экономии расходов на услуги складов временного хранения, которые составили порядка 6,4 млрд тенге.
По состоянию на сегодняшний день системой обработано более 700 тыс таможенных деклараций. В том числе по транзиту оформлено более 400 тыс транзитных деклараций, из которых 93% выпущено в автоматическом режиме за 1 минуту. По экспорту – более 59 тыс деклараций на товары, из них 93% выпущено системой автоматически за 1 минуту. По импорту – более 180 тыс деклараций, из них 65% выпущено автоматически за 1 минуту. По иным таможенным процедурам – более 17 тыс деклараций, из которых 85% автовыпуска за 1 минуту.
Автоматический выпуск деклараций подразумевает под собой выпуск декларации системой без участия должностного лица, в случае отсутствия рисков нарушения таможенного законодательства.
Пилотные проекты по маркировке товаров
Маркировка товаров предоставляет покупателю возможность получения информации о природе и потребительских качествах потребляемых товаров, а также предоставляет гражданам возможность реализовывать в полном объеме свои права и осуществлять общественный контроль.
Увеличилось количество импортеров меховых изделий из стран ЕАЭС и третьих стран в 1,3 раза
В рамках реализации Соглашения по маркировке меховых изделий 27 ноября 2017 года был запущен пилотный проект по маркировке меховых изделий.
Так, с начала пилотного проекта по состоянию на 31 октября 2018 года на рынке Республики Казахстан промаркировано 241 083 единиц меховых изделий.
За 10 месяцев 2018 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого периода, количество импортеров, оформивших декларацию на товары, увеличилось в 1,3 раза с 63 до 90, рост поступлений таможенных пошлин и налогов по импорту вырос в 1,7 раз с 170 млн тенге до 287,8 млн тенге, рост поступлений внутренних налогов по данной деятельности увеличился до 118 млн тенге.
Маркировка меховых изделий позволила выявить налогоплательщиков, занижавших доходы с целью применения предельного порогового значения по СНР для льготного налогообложения. Так, количество субъектов, осуществляющих деятельность на основе патента, сократилось в 6,2 раза (с 243 до 39).
13 июля 2018 года на заседании Совета ЕЭК было подписано распоряжение Совета ЕЭК о проведении пилотного проекта по маркировке и прослеживаемости на базе цифровой платформы товаров ЕАЭС по товарной группе "табак и табачные изделия".
В Казахстане 1 октября 2018 года был запущен пилотный проект по маркировке и прослеживаемости табачных изделий на национальном уровне.
Вместе с тем, Казахстан совместно с Россией прорабатывает вопрос о проведении пилотного проекта на базе цифровой платформы товаров ЕАЭС.
Внедрение онлайн контрольно-кассовых машин
В целях сокращения "теневой" экономики Министерством финансов активно проводится работа по повсеместному внедрению в торговле онлайн контрольно-кассовых машин (онлайн-ККМ).
ККМ является инструментом контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования субъектами предпринимательства наличной выручки и используется в стране с 1 августа 1993 года.
В настоящее время требование по обязательному применению ККМ распространяется на денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг через наличные деньги и платежные карточки.
В течение с 2018 по 2020 год будет произведен поэтапный переход на онлайн-ККМ.
Кроме того, предусмотрены меры по стимулированию применения онлайн-ККМ для субъектов, применяющих специальный налоговый режим на основе патента и упрощенной декларации, при покупке онлайн-ККМ уменьшается сумма уплачиваемых налогов (ИПН – для индивидуальных предпринимателей, КПН – для юридических лиц) на стоимость онлайн-ККМ, но не более 50% от суммы уплаченных налогов в год. Данная норма, будет действовать в течение одного календарного года (2019 г.).
Использование онлайн-ККМ исключает налоговые проверки у налогоплательщиков.
Применение онлайн контрольно-кассовых машин является завершающим звеном в системе прослеживаемости товаров – импорт или производство – оптовая реализация – розничная реализация.
Внедрение ИС "Электронные счета-фактуры"
Внедрение электронных счетов-фактур направлено на создание прозрачной системы взаимоотношений, что благоприятно для добросовестных налогоплательщиков и создает проблемы для недобросовестных.
Освоение налогоплательщиками электронного обмена счетами-фактурами, а в дальнейшем и другими документами позволит перейти на безбумажную технологию документооборота, предотвратить порчу и гарантировать доставку документов, получить конфиденциальность обмена документами с использованием электронной цифровой подписи, обеспечить быстрый поиск и удобство сверки документов, совместимость с любыми бухгалтерскими программами.
Использование электронных счетов-фактур имеет ряд преимуществ для налогоплательщиков:
- возможность не предоставления реестра по реализованным/приобретенным товарам, работам, услугам (300.07, 300.08);
- экономия бумаги и экономия средств на изготовление печати;
- оперативная доставка ЭСФ получателю вне зависимости от его местонахождения, а также возможность быстрого обмена сообщениями в ИС ЭСФ между покупателем и поставщиком;
- возможность исключения ошибок, поскольку ИС ЭСФ производит проверку форматно-логического контроля;
- исключение дополнительного оформления отдельных первичных бухгалтерских документов (счета на оплату, а также возможность указания в ЭСФ отдельных реквизитов договора, декларации на товары);
- увеличение срока выписки ЭСФ на 8 дней, по сравнению со сроком выписки счетов-фактур на бумажном носителе, который составляет 7 дней;
- возможность выписывать ЭСФ в иностранной валюте;
- возможность просмотра юридическим лицом ЭСФ, выписанных его структурными подразделениями.
Информационная система предусматривает реализацию товаров через выписки счетов-фактур в электронном виде, которая запущена с 1 июля 2014 года на добровольной основе.
При этом налоговым законодательством предусмотрен поэтапный переход налогоплательщиков на обязательность выписки ЭСФ с 2016 по 2019 годы:
• с 1 января 2016 года - уполномоченные экономические операторы;
• с 1 июля 2016 года - таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов;
• с 1 января 2017 года – по товарам изъятия ВТО;
• с 1 января 2018 года - крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу, а также налогоплательщики, осуществляющие международные грузоперевозки;
• с 1 января 2019 года - все плательщики НДС, а также налогоплательщики, реализующие импортированные товары.